КАТЕГОРИИ: ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА




  • Основание:
    Родился и вырос в городе Юрьевец


  • Библиография
  • Документы
  • Фотоальбом
  • Мемориал
  • Ссылки

  • МОШКОВ
    Борис Николаевич

    17.06.1922 г. Юрьевец, Ивановская обл.
    24.06.1984 г. Юрьевец, Ивановская обл.

    На время представления к званию Герой Советского Союза:
    заместитель командира эскадрильи 431-го штурмового авиационного полка 299-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, старший лейтенант.

    Родился 17 июня 1922 года в городе Юрьевец ныне Ивановской области в семье рабочего. Русский. В 1940 году окончил 8 классов Юрьевецкой средней школы № 1, в следующем году - Кинешемский аэроклуб.

    В апреле 1941 года был Красную Армию Кинешемским райвоенкоматом. Был направлен в Поставскую авиационную школу пилотов бомбардировщиков (г. Поставы, ныне Могилевской области Белоруссии). С началом Великой Отечественной войны в составе школы эвакуирован на восток, в город Чкалов (Оренбург). Продолжил учебу в 1-й Чкаловской военной авиационной школе пилотов им. Е.Е. Ворошилова. В декабре 1941 форсировано окончил программу обучения на бомбардировщике СБ, затем освоили штурмовик Ил-2. В июле 1942 года с отличием окончил учебу и в звании сержант направлен на фронт.

    Был зачислен летчиком в 431-й (с августа 1944 года - 174-й гвардейский) штурмовой авиационный полк. В составе полка прошел весь боевой путь до Победы. К боевым вылетам приступил не сразу, в августе 1942 полк, потерявший под Сталинградом все самолеты, был выведен в тыл на перевооружение. Сержант Мошков успешно прошел программу переучивания на Ил-2, затем перегонял самолеты для полка с заводов.

    Весной 1943 года в составе полка приступил к боевой работе на Центральном фронте. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В мае 1943 стал офицером.

    Участвовал в сражении на Курской дуга. Только за месяц боев с июля по август 1943 года произвел 23 успешных боевых вылета в которых лично уничтожил 9 танков, свыше 30 автомашин, 4 зенитные точки, сбил лично истребитель Ме-109, и два самолет сбил его воздушный стрелок. 5 августа в боевом вылете в районе города Орла был ранен, в кабине разорвался зенитный снаряд. Не смотря на ранение продолжил выполнение боевого задания и затем привел машину на свой аэродром. Через короткое время вернулся в строй.

    В дальнейших боях группы Ил-2 ведомые Мошковым активно действовал по боевым порядка противника в боях за украинские города Новогород-Северский, Конотоп, Бахмач, Нежин, обеспечивали форсировании рек Сож, Днепр, Припять. В боях за освобождение Белорусии, на Гомельском, Жлобинском и Ковельском направлениях штурмовики Мошкова производил по 4-5 заходов на цель, нанося противнику большой урон в живой силе и технике.

    1 мая 1944 года при выполнении ответственного задания в районе города Ковель штурмовик Мошкова был подожжен над вражеской территорией. Благодаря отваге, выдержке и мастерскому управлению самолетом летчику удалось на искалеченной машине перетянуть через линию фронта в расположение своих войск.

    К маю 1944 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Мошков совершил 106 успешных боевых вылетов, в результате которых лично уничтожил 22 танка, 70 автомашин, 34 орудия полевой и зенитной артиллерии, несколько складов с боеприпасами, пароход с военными грузами, 2 крупных моста, свыше 700 гитлеровцев. Провел 14 воздушных боев сбил лично 2 вражеских самолетов и 2 сбил его воздушный стрелок.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Мошкову Борису Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3071).

    Летом 1944 года принял командование эскадрильей. До конца войны гвардии капитан Мошков совершил еще несколько десятков боевых вылетов в ходе Варшавской, Лодзинской и Берлинской операциях. Только в Берлинской операции его эскадрилья провела 132 успешных боевых вылета. Был представлен к награждению четвертым орденом Красного Знамени, но не получил его.

    К дню Победы на счету летчика-штурмовика Мошкова было 140 успешных боевых вылетов, из них 82 в качестве ведущего групп штурмовиков. Лично уничтожил 27 танков, 107 автомашин, 40 орудий, 7 складов с боеприпасами, 2 моста, речной пароход, много живой силы противника. Провел 22 воздушных боя, в которых сбил 5 самолетов врага.

    После Победы остался в армии, но военную карьеру прервал несчастный случай. В конце мая 1945 года при катастрофе автомобиля получил тяжелую травму - сложный перелом ноги. Врачебной комиссией был признан ограничено годным для работы в невысотной и нескоростной авиации. В марте 1946 года гвардии капитан Мошков уволен в запас.

    Приехал на родину в город Юрьевец. Работал в лесном хозяйстве заведующим гаражом, лесничим. В 1948 году вернулся в небо, в гражданскую авиацию. Работал летчиком-инструктором Краснокутского авиационного училища пилотов гражданского воздушного флота.

    С января 1949 года - в гражданской авиации Коми АССР: начальником аэропорта города Ижма, пилотом-инструктором УТО-20 Сыктывкарского отдельного авиационного отряда, командира корабля 75-го авиаотряда. Летал пилотом самолета Ан-2, командиром корабля Ли-2, Ил-14, Ан-10. За его плечами 13000 часов, проведенных в воздухе, три миллиона километров небесного пути. В 1955 году окончил школу высшей летной подготовки в Ульяновске. В 1961-1970 годах работал командиром корабля на Горьковском авиационном заводе им. Серго Орджоникидзе.

    С 1970 года на заслуженном отдыхе. Вернулся на родину, жил в городе Юрьевец Ивановской области. Скончался 24 июня 1984 года. Похоронен в Юрьевце, на старом городском кладбище (на памятники ошибочно указана дата кончины - 24 апреля).

    Награжден орденом Ленина (18.08.1944), тремя орденами Красного Знамени (24.08.1943, 20.12.1943, 14.04.1944), орденами Александра Невского (15.11.1944), Красной Звезды (12.07.1943), медалями.

    В Юрьевце на здании школы установлена мемориальная доска. Его имя увековечено на мемориалах в Юрьевце и в Иваново.


  • Библиография
    - 16-я воздушная. - М.: Воениздат, 1973.-С. 206-207, 217.
    - Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
    - Дроздов М. Ради жизни на земле // Рабочий край. - 1976. - 9 мая: фот.
    - Каргапольцев С. Первый шаг в небо // Приволжская правда - 2010 - 31 марта
    - Книга Памяти Ивановской обл. Т.6, Иваново, 1995
    - Михайлов Д. Позвало небо// Рабочий край. - 1982. - 15 авт.: портр.
    - Осокин Б. Мастер огневого удара // Рабочий край. - 1945. - 7 янв.: портр.
    - Некролог // Волга - 1984 - 26 июня
    - Полякова Л. Краялатая судьба // Волга - 1985 - 13 апреля
    - Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. Ярославль, 1980
    - Шумилов В. Почта командира эскадрильи // Рабочий край. - 1975. - 6 мая.
  • Документы
    - Наградной лист
  • Мемориал
    -
  • Ссылки
    - На сайте "Герои страны"
    - На сайте "Авиаторы второй мировой"