|
СПИРИН Иван Тимофеевич
09.08.1898 г. Коломна, Москвоская обл.
04.11.1960 г. Москва, Введенское кладбище
На время представления к званию Герой Советского Союза: штурман-испытатель Научно-исследовательского института ВВС.
Родился 28 июля (9 августа) 1898 года в городе Коломна Московской области. Русский. В детстве жил в селе Нижнее Хорошово Коломенского района. Затем был ремонтным и подсобным рабочим на ж.д. станции Голутвин.
В Красной Армии с 1918 года. Участник Гражданской войны. Служил в 9-м стрелковом полку. Был ранен. После излечения назначен аэрологом 2-го боевого отряда эскадры тяжелых кораблей «Илья Муромец». Красноармеец Спирин помогал механикам заправлять горючим воздушные корабли, снаряжал их бомбами, латал пробоины. Вскоре его назначили начальником технической части авиационного отряда. Член ВКП(б)/КПСС с 1920 г.
С 1922 г. – начальник аэронавигационного сектора Научно-испытательного института ВВС. В качестве штурмана участвовал в ряде дальних перелётов.
В 1925 г. участвовал в дальнем перелете Москва - Пекин. В 1927 г. - в перелете по Европе. В 1929 г. - на самолете К-4 «Червона Украiна» в рекордном перелете по маршруту Харьков – Москва - Казань - Курган - Новосибирск – Иркутск – Москва - Харьков. В 1930 г. в качестве флаг-штурмана участвовал в групповом перелете трех самолетов П-5 по маршруту: Москва - Севастополь - Анкара - Тбилиси - Тегеран - Термез - Кабул - Ташкент - Оренбург - Москва. За участие в этом перелете награжден орденом Красной Звезды (№ 6).
В декабре 1930 г.окончил 1-ю военную школу лётчиков им. тов. Мясникова в Каче. В начале 30-х гг. преподавал аэронавигацию в Военно-воздушной академии им. Жуковского, а также участвовал в подготовке и проведении нескольких дальних перелетов. 10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир экипажа – М.М. Громов, второй пилот – А.И. Филин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту – 12411 километров за 75 часов. Во время полета был установлен мировой авиационный рекорд дальности полета по кривой. Был награжден орденом Ленина.
В 1934-36 гг. - флаг-штурман ВВС РККА. Принимал участие в организации и проведении воздушных парадов над Красной площадью.
В 1937 в составе экипажа флагманского самолёта (командир – М.В.Водопьянов) участвовал в высадке на Северный полюс первой научной дрейфующей станции «Северный полюс-1». Обеспечил точную высадку экспедиции во главе с И.Д.Папаниным в районе географического Северного полюса. Был флаг-штурманом. Обеспечил точную высадку экспедиции в районе полюса.
За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные мужество и героизм Ивану Тимофеевичу Спирину 27 июня 1937 года удостоен звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 41.
Осенью 1937 – зимой 1938 гг. в составе экипажа Водопьянова участвовал в поисках экипажа Леваневского. Руководил аэронавигационным отделом в Научно-исследовательском институте ВВС РККА. В 1938 г. Комитет по высшей школе при СНК СССР за многолетнюю научную и педагогическую деятельность присудил комдиву Спирину ученую степень доктор географических наук и ученое звание профессор штурманского дела.
Участвовал в советско-финской войне. Командовал особой авиагруппой. Совершил несколько боевых вылетов.
Весной 1940 г. комкор Спирин был назначен начальником 2-й Высшей школы штурманов (г. Иваново). Здесь встретил начало Великой отечественной войны. 23 июня генерал-майор Спирин, как начальник гарнизона г. Иваново, пописал приказ №1 о переходе на военное положение. В 1941 г. летчики и штурманы школы участвовлали в боевых вылетах. В марте 1942 г. школа была перебазирована в Среднюю Азию.
Участвовал в Великой Отечественной войне. Был главным штурманом ВВС.
В 1950 г. окончил Военную академию Генштаба. Преподавал в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского и в Военной академии Генштаба. В 1949-52 гг. - начальник отделения факультета ВВА им. Жуковского, в 1952-55 гг. - зам. начальника штурманского факультета. Занимался теоретическим обоснованием методов самолётовождения в Антарктиде. С 1955 г. - в отставке.
Всего за годы службы налетал около 9000 часов на истребителях, разведчиках, штурмовиках и бомбардировщиках. Пять раз попадал в авиакатастрофы - горел, падал, врезался в болото, но чудом оставался жив, отделываясь переломами.
Жил в Москве. Умер 4.11.60 г. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Именем Героя названа улица в Москве. На доме № 36 на 1-й Тверской-Ямской улице, где он жил в Москве, установлена мемориальная доска; в Коломне сооружён бюст.
Библиография
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988
Сочинения:
Записки военного лётчика. М., 1939
Советская авиация. М., 1940
Записки авиатора. М., 1955
В голубом небе. М., 1960
Документы
-
Мемориал
-
Ссылки
- На сайте "Герои страны"
- На сайте "Авитаторы Герои 1934-1941"
|