ГЕРОИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА




  • Основание:
    Родился в д. Алекино, ныне в черте Заволжска

  • Библиография
  • Документы
  • Фотоальбом
  • Мемориал
  • Ссылки

  • СОЛОВЬЁВ
    Павел Александрович

    26.06.1917, г. Заволжск
    13.10.1996, г. Пермь

    На время представления к званию Герой Социалистического Труда
    конструктор авиационных двигателей, главный конструктор Пермского моторостроительного завода имени Я.М. Свердлова.

    Родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Комаровской волости Кинешемского уезда, ныне в черте города Заволжска, в крестьянской семье. Русский. В 1934 году, после окончания 9 классов средней школы, поступил учиться в Рыбинский авиационный институт им. Г. К. Орджоникидзе, который окончил с отличием.

    В апреле 1940 года поступил в ОКБ-19 (сейчас - ОАО "Авиадвигатель", Пермь). Имея хорошую теоретическую подготовку и исключительно высокую работоспособность, Соловьев в 1948 году был назначен заместителем главного конструктора А.Д. Швецова, а после его смерти в 1953 году - главным конструктором.

    Назначение П.А. Соловьева главным конструктором было закономерным, так как, являясь первым заместителем главного конструктора, он много работал над созданием и доводкой поршневых двигателей, и особенно АШ-82 различных модификаций как для вертолетов, так и для пассажирских самолетов. Возглавляемая молодым конструктором организация ставила перед собой задачу перехода на газотурбинную тематику, которой занимались уже многие конструкторские двигательные организации. В 1954 году Соловьёв конструктор внес предложение о создании двухконтурного двигателя, по которому не было опыта не только в этом бюро, его было немного и в отечественной практике.

    После основательного расчета в перспективном отделе ОКБ был разработан двухконтурный двухкаскадный двигатель Д-20П - первый в мире проект, давший развитие новому, как сегодня сказали бы, инновационному направлению в двигателестроении. ОКБ Туполева создает пассажирский самолет Ту-124 под двигатель Д-20П, который серийно изготовлялся до 1979 года. Д-20 с форсажной камерой устанавливался на вертолеты Ми-6 и Ми-10. Этот двигатель открыл эру использования двухконтурных двигателей в авиации, а конструкторское бюро около пятидесяти лет разрабатывает самые экономичные авиадвигатели для самолетов и вертолетов. Производство двигателей было освоено на заводе им. Свердлова в Перми, затем на заводе в Рыбинске.

    Особое место среди разработок пермского КБ занимает серия двигателей Д-30,. Первый вариант был создан в начале 1960-х годов для пассажирского самолета Ту-1934. После установке на пассажирском самолете Ил-62М двигателя Д-30НУ с тягой 11500 кгс дальность полета на этом лайнере увеличилась почти на 1500 км, больше стала и коммерческая нагрузка. Двигатель Д-30КП устанавливается на транспортном самолет Ил-76, Д30КУ - на лайнере Ту-154М, Д-30В - на вертолете-гиганте Ми-12.

    За большие заслуги в развитии отечественного моторостроения Павлу Александровичу Соловьеву в 1966 году присвоено звание Героя Социалистического Труда

    В начале 70-х Соловьев приступил, пожалуй, к главному делу всей своей жизни - созданию двухконтурного двигателя с форсажной камерой для истребителя-перехватчика известного сейчас как МиГ-31. Двигатель Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом - первый в СССР и один из первых в мире ТРД подобной схемы. Состоящий на вооружении ПВО с 1980 года, МиГ-31 с двумя Д-30Ф6 до сих пор имеет непревзойденные высотно-скоростные характеристики.

    Последним в его творческой деятельности конструктора стал турбовентиляторный двигатель Д-90 (в 1987 году в честь Павла Александровича Соловьёва назван "ПС-90"). Это высокоэкономичный и экологически "чистый" двигатель ПС-90А и его модификации сегодня устанавливаются на самолеты: Ту-204, Ту-214, Ил-76ТД-90, Ил-76МФ, Ил-96.

    В 1981 году стал Павел Александрович Соловьев генеральным конструктором. Более 35 лет он являлся бессменным руководителем конструкторского коллектива, преподавал в Пермском политехническом институте (в настоящее время - Пермский государственный политехнический университет). За это время им была создана уникальная конструкторская школа. С 1989 года, после ухода на пенсию, он оставался научным консультантом ОКБ.

    С начала 90-х годов на базе авиадвигателей, разработанных под руководством П.А. Соловьева, начинается проектирование и серийное производство газотурбинных установок, а также выпуск на их основе газоперекачивающих агрегатов и электростанций. Сегодня промышленные модификации авиационных двигателей Д-30 и ПС-90А широко применяются ведущими нефтегазодобывающими и энергетическими компаниями Росси и СНГ.

    Профессор, доктор технических наук. Член-корреспондент Академии наук СССР. Награжден нагрудным знаком "Почетный авиастроитель". Лауреат Ленинской (1978 г.), Государственной (1968 г.) премий. Почётный гражданин города Перми.

    Жил в городе Пермь. Скоропостижно скончался 13 октября 1996 года.

    Награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями;

    Имя Соловьева носят самый современный российский авиационный двигатель ПС-90А. В Перми память о нем названа одна из улиц, в сквере у завода установлен бюст. Ему воздвигнут памятник в городе Рыбинске Ярославской области.


  • Библиография
    - Герои Прикамья. - Пермь "Пушка", 2006. С. 423
    - Каргапольцев С. Конструктор "пламенных сердец" // Приволжская правда - 2009 - 22 декабря
    - Каргапольцев С. На двигателе ивановского конструктора летают многие современные // Ивановская газета - 2011 - 23 сентября
    - Пономарев А. Н. Советские авиационные конструкторы. - М.: Воениздат, 1990. С. 303-308.
  • Мемориал
    -
  • Документы
    -
  • Ссылки