КАТЕГОРИИ: ГЕРОИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА



  • Основание:
    Родился и вырос в Южском районе.


      
      


      Яндекс.Метрика  
  • БОГОМОЛОВ
    Владислав Николаевич

    14.09.1919, д. Тараканово, Южский р-н, Ивановская обл.
    09.02.1997, г. Королёв, Московская обл.

    На время представления к званию Герой Социалистического Труда
    первый заместитель начальника и главного конструктора ОКБ-2 НИИ-88 Министерства вооружений, ответственный за космическое направление работы ОКБ.

    Родился 14 сентября 1919 года в деревне Тараканово Шуйского уезда Иваново-вознесенской губернии, ныне Южского района Ивановской области, в крестьянской семье. Русский. Окончил среднюю школу.

    В 1937 году поступил в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Учёба была прервана войной. Как специалист с незаконченным высшим образованием он был направлен на заводе №301 в городе Химки, работал в должности конструктора. В октябре 1941 года завод №301 и ОКБ М. Гудкова были эвакуированы на Новосибирский авиазавод №153. Здесь Богомолов был назначен в ОКБ начальником конструкторской бригады, работавшей над самолётом ГУ-1.

    В январе 1946 года получил диплом об окончании института и распределение в НИИ ракетной авиации - НИИ-1 Министерства авиационной промышленности. Молодой специалист, но уже вполне сформировавшейся, опытный специалист стал ведущим конструктором в КБ Исаева по стартовому ускорителю (СУ-1500) для самолётов. Жидкостной ракетный ускоритель СУ-1500 предназначался для наших первых реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-14 и был успешно сдан на вооружение в 1952 году.

    Вскоре выяснилось, что в авиационной промышленности перед ЖРД самостоятельных перспектив не оказалось: их перекрыли гораздо более экономичные ГТД (газотурбинные двигатели). В январе 1948 года В.Н. Богомолов, как и весь коллектив, был переведен в НИИ-88 Министерства вооружений (город Калининград Московской области) и в июне 1948 года назначен начальником группы специального конструкторского бюро отдела №9. В разгар работы по СУ-1500 А.М. Исаев постоянно привлекал В.Н. Богомолова к новым разработкам, и он, как это ни удивительно, со всем справлялся. В марте 1952 года Богомолов был назначен заместителем главного конструктора ОКБ-2.

    Главной задачей исаевцев в это время стало создание двигателей для зенитных ракет - сначала для ОКБ С.А. Лавочкина, а затем для ОКБ П.Д. Грушина. Отвечал в ОКБ за разработку двигателей зенитных ракет В.Н. Богомолов.

    Несмотря на самый широкий фронт разнообразных задач, стоявших перед ОКБ-2, С.П. Королёв сумел уговорить А.М. Исаева взяться за ещё одно ответственное дело, совершенно новое, - за создание двигательных установок для космических аппаратов. Вначале А.М. Исаев считал, что нужно создавать только двигатель, а В.Н. Богомолов предложил создать двигательную установку. Это предложение было принято. Главная задача - обеспечить безотказный запуск двигателя в невесомости и в космическом пространстве. Богомолов был назначен ответственным за космическое направление. В самый короткий срок задача создания ТДУ-1 - тормозной двигательной установки для космического корабля "Восток" - была решена, при минимальных габаритах и весе.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за большой вклад в создание ракетной техники и осуществление первого в мире полета человека в космос Богомолову Владиславу Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и молот".

    До 1971 года В.Н. Богомолов был первым заместителем начальника и главного конструктора ОКБ-2 (с 1967 года - Конструкторское бюро химического машиностроения). Наряду с космическими проблемами (КА "Восток", "Восход", КК "Марс", "Венера", "Луна", "Зонд", "Союз", "Молния", "Космос" и др.), пришлось вникать во все проблемы ЖРД для баллистических и крылатых ракет.

    В 1971 году, после смерти А.М. Исаева, Богомолов принял на себя руководство предприятием, всю ответственность по всем направлениям деятельности, и руководил им в течение 14 лет. На это время - с 1971 по 1985 год - приходится пик работ по освоению новых изделий. За всю историю коллективом КБ Химмаш было создано более 120 ракетных ЖРД, двигательных установок (ДУ) и жидкостных ракетных двигателей малой тяги (ЖРДМТ), которые использовались практически во всех направлениях ракетной и космической техники: в авиации, в ракетах-носителях наземного и морского базирования, в зенитных, авиационных и метеорологических ракетах, в космических аппаратах для ближнего и дальнего космоса, в пилотируемых космических кораблях и станциях.

    С 1985 по 1992 год В.Н. Богомолов отдавал свои знания и силы на посту старшего научного сотрудника и консультанта в своем же КБ, ныне - Конструкторского бюро химического машиностроения имени А.М.Исаева.

    Лауреат Ленинской премии и премии Совета Министров СССР, заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор. Почётный гражданин города Королёва.

    Жил в городе Калининграде (с 1996 года - Королёв). Скончался 9 февраля 1997 года. Похоронен на Невзоровском кладбище (Московская область, Пушкинский район).

    Награждён тремя орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 26.04.1971), орденом Октябрьской Революции (15.01.1976), медалями.

    Его именем назван улица в г. Королёве, на одном из домов установлена памятная доска.


  • Библиография
    - Антонов И.П. Главный конструктор из Тараканова // Южский альманах, выпуск №3 - Южа 2017 - С. 93-100
    - Калинин В., Леонтьева Т. Памяти В.Н. Богомолова посвящается // Калиниградская правда. - 2004 -16 сент.
    - Каргапольцев С. Ивановская земля в сульбах Героев. Кн. 2 -- Иваново, 2017 - С. 27
    - Москва - родина космонавтики. Биографическая энциклопедия. — М.: АвиаРус-ХХ1. 2006 - С. 73
    - Некролог // Новости космонавтики - 1997. - №4.
    - Фролов Н.В. "С двигателем Богомлова и таранта полети!" // Южский альманах, выпуск №3 - Южа 2017 - С. 88-93
  • Мемориал
    -
  • Документы
    -
  • Ссылки
    - Герои страны