КАТЕГОРИИ: КНИГА ПАМЯТИ



Родился и вырос в Иваново.

  • Библиография
  • Документы
  • Фотоальбом
  • Мемориал
  • Ссылки

  • КУЛДИН
    Леонид Григорьевич

    09.06.1908 г. Иваново-Вознесенск
    07.08.1942 г. Москва

    На момент гибели:
    заместитель командующего 1-й воздушной армии полковник.

    Родился 9 июня 1908 года в городе Иваново-Вознесенск. Русский.

    В сентябре 1926 года был призван в Красную Армию, направлен на учебу в Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде. После ее окончания был переведен во 2-ю военную школу летчиков им. Осоавиахима СССР, которую окончил в 1929 году как летчик-истребитель.

    С мая 1929 года по завершении курса обучения, проходил службу младшим летчиком, командиром звена в истребительных частях Белорусского военного округа. С октября 1932 года проходил обучение на Курсах усовершенствования начсостава при Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского. В марте 1934 года назначен на должность помощника командира 149-го истребительного авиаполка Ленинградского военного округа. За отличную боевую подготовку награжден орденом Красной Звезды.

    В июле 1938 года уволен из армии. Был арестован, находился в следственном изоляторе НКВД по сфабрикованному обвинению "в связях с врагами народа ". В декабре 1939 года освобожден из-под стражи с полной реабилитацией. Был восстановлен в кадрах и назначен инспектором по технике пилотирования 20-й истребительной авиабригады.

    С января 1940 года принимал участие в Советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Занимал должности помощника командира 59-й истребительной авиабригады, затем помощника командира 149-го отдельного истребительного авиаполка. Совершил 25 боевых вылетов, лично сбил 3 вражеских самолета. За проявленные героизм и отвагу награжден орденом Красного Знамени.

    По завершении боевых действий в марте 1940 года был назначен помощником командира 69-й истребительной авиабригады Одесского военного округа. В марте 1941 года переведен командиром 69-й авиадивизии. Однако фактически в должность не вступал, исполнял должность заместителя командира этой дивизии. Ее части в это время переходили на новую материальную часть - самолеты МиГ-3. В этой должности встретил начало Великой Отечественной войны.

    С ноября 1941 года вступил в командование 146-й авиационной дивизией, входившей в состав Западного фронта. Части дивизии участвовали в Можайско-Малоярослам оборонительной операции, поддерживая действия наземных войск. В период с 14 по 20 ноября дивизия массированными ударами нанесла существенный урон 13-му армейскому корпусу врага, тем самым способствовала срыву наступления немецких войск с рубежа западнее Серпухова.

    С переходом Красной армии в контрнаступление в декабре 1941 года части дивизии поддерживали войска левого крыла Западного фронта в Тульской и Калужской наступательных операциях. Командуя дивизией оперативно руководил боевой работой полков. Входящие в состав дивизии полки произвели около 4000 самолето-вылетов на штурмовку живой силы и техники противника.

    В конце января 1942 года дивизия была обращена на формирование управления ВВС 49-й армии, а полковник Кулдин назначен командующим ВВС этой армии. В короткий срок сумел сколотить штаб ВВС армии оперативно перестроить боевую работу полков, исходя из задач стоящих перед армией. В ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции 1942 г. авиачасти и соединения армии содействовали освобождению города Юхнов и выходу сухопутных воя рубеж рек Угра и Ресса.

    В мае на базе управления ВВС Западного фронта была сформирована 1-я воздушная армия. После этой реорганизации полковник Кулдин был назначен на должность заместителя командующего армией. С момента формирования 1-я воздушная армия поддерживала наступление войск Западного фронта на юхновском, гжатском и ржевском направлениях. В августе 1942 года части армии обеспечивали наступление войск фронта на ржевско-сычевском направлении.

    7 августа (в наградном листе 8 августа) 1942 года в составе звена истребителей вылетел на линию фронта для непосредственного наблюдения за боевой работой нашей авиации. При выполнение задания звено вступило в бой с восьмеркой Ме-109. Самолет Кулдина был подожжен, но он на горящей боевой машина продолжил бой. Только после того как сбил вражеский истребитель, вышел из боя. Покинул подбитый самолет на парашюте, но не хватило высоты: парашют не раскрылся и летчик погиб.

    Похоронен на одном из кладбищ в Москве.

    За период боевых действий Великой Отечественной войны лично совершил 10 боевых вылетов на истребителях И-16 и Як-1. Сбил 1 самолет противника.

    Награжден орденами Ленина (30.01.1943, посмертно), Красного Знамени(07.04.1940), Красной Звезды (07.05.1936).


  • Из Книги памяти Ивановской области
    - КУЛДИН Леонид Григорьевич. Полк. Пропал без вести в 1941 (Т. 1, с. 413)

  • Источник информации
    - Великая Отечственная: Комдивы. Т. 2 - Москва, "Кучково поле", 2014 - С. 631-633.
    - Дубровин Л. А. Пикировщики. — М.: Воениздат, 1986. - С. 75-109 
  • Документы
    - Документы на сайте "Подвиг народа"
    - Документы на сайте "Мемориал"
  • Мемориал
    -
  • Ссылки
    - На сайте