|
ШАПОРОВ Дмитрий Васильевич
04.10.1910 с. Порздни, Лухский р-н, Ивановская обл .
21.07.1944 г. Санкт-Петербург, Пискаревское кладб.
На момент гибели - командир 815-го дальнебомбардировочного авиационного полка 113-й бомбардировочной авиационной дивизии, подполковник.
Родился 4 октября 1910 года в селе Порздни Юрьевецкого уезда Костромской губернии, ныне - Лухского района Ивановской области. Русский.
С 1928 года проходил службу в Красной Армии, призван Лухским райвоенкоматом. Окончил военную школу летчиков. Службу проходил в частях бомбардировочной авиации.
Начало Великой Отечественной войны капитан Шапоров командовал эскадрильей 83-го дальнебомбардировочного авиационного полка, который входил в состав 26-й дальнебомбардировочной авиадивизии Закавказского военного округа. Участвовла в операции по вводу советских войск в Иран.
В начале октябре 1941 года полки дивизии перелетели в район города Рыбинск Ярославской области. Отсюда экипажи вылетали для нанесения бомбовых ударов по железнодорожным узлам, аэродрома, укрепленным пунктам противника в полосе Северо-Западного фронта. Летал днем и ночью, в сложных метеоусловиях, на предельный радиус. За короткий период произвел 7 успешных боевых вылетов.
В ноябре 1941 года самолет ДБ-3ф командира эскадрильи капитана Д.В.Шапорова. был сбит истребителями противника в районе города Клин. Обожженный летчик с переломом ноги смог выбраться на свою территорию, в декабре доставлен в Горьковский госпиталь. Судьба остальных членов экипажа остаются неизвестной. Не смотря на тяжелое ранение в весной 1942 года мог вернулся в строй.
Боевой путь продолжил командиром эскадрильи 815-го дальнебомбардировочного авиационного полка, так же вооруженного самолетами Ил-4 (ДБ-3ф). С марта 1942 года полк в составе 304-й бомбардировочной авиадивзии вел боевую работу на Волховском фронте. В мае 1942 года капитан Шапоров был представлен к награждению орденом Красного Знамени.
Из наградного листа: "…Работая командиром АЭ в короткий срок сумел оттренировать молодой летный состав для боевой работы днем и ночью в любых метеоусловиях. За период отечественной войны его эскадрилья произвела 116 боевых влетов, из них54 ночью. Сам тов. Шапоров летает на самолета ДБ-3ф в любых метеоусловиях…. После выздоровления на Волховском фронте выполнил 9 ночных боевых вылетов по аэродрома и ж.д. узлам противника. При выполнении боевых заданий неоднократно подвергался сильном противодействию ЗА и истребителей противника, но это не мешало выполнять приказ на отлично. При уничтожении ушла сопротивления и укрепления фашистов на линии фронта, при сильном противодействии ЗА, задание было выполнено на отлично, о чем подтвердило наземное командование. Все последующие задания товарищ Шапоров выполнял так же на хорошо и отлично, в результате бомбардирования целей возникновение сильных взрывов и больших очагов пожара подтверждалось последующими экипажами".
С июня по октябрь 1943 года по полк в состав 113-й бомбардировочной авиадивзии вел боевую работу на Воронежском и Брянском фронте. Затем был передан в 1-ю воздушную армию Калининского фронта. К боевой работе вернулся в июне 1944 года на Ленинградском и Карельском фронтах, поддерживал наступление наших частей на Карельском перешейке наносил удары по тылам финских войск.
В этих боях подполковник Шапоров уже командовал полком, счет боевых вылетов довел до 56 (плюс 39- после последнего награждения). За умелое руководство боевой деятельностью полка по разгрому финско-немецких войск, личную отвагу и мужество награжден орденом Суворова 3-й степени.
Из наградного листа: "…Благодаря большой работе, проведенной тов. Шапоровым по боевой выучке личного состава - полк в боевой работе показал себя хорошо организованной боевой единицей, успешно выполнявшей боевые задачи с малыми потерями. Лично подготовляя полк к вылету, постоянно совершенствуя выучку летного состава, т. Шапоров сумел правильно использовать самолеты Ил-4 в дневных условиях.
За время оепрации по прорыву укрепленного фронта противника на Краельском перешейке в июне 1944 г. полк тов. Шапорова сделал три успешных боевых вылета днем.
Первый - по разрушению долговременных оборонительных сооружений противника в районе Белоостров; полет проходил в условиях сильного противодействия ЗА на высоте 1000 м. Второй - по резервам в тылу противника на высоте 1600 м, в условиях противодействия ЗА и истребителей противника. Третий вылет - по разрушению долговременных оборонительных сооружений противника перед переднем краем. Успешность действий полка подтверждается фотоснимками. Несмотря на неблагоприятные условия полк потерь не имел. За это время тов. Шапоров дважды успешно водил на боевые задания дивизионную колонну".
Экипажи полка продолжали боевую работу на Выборгском направлении, командир полка после награджения еще не менее 10 раз водил группы самолетов в бой. 11 июля 1944 года по указанию Ставки ВГК войска Ленинградcкого фронта, действовавшие на Карельском перешейке, перешли к обороне.
Жизнь офицера оборвалась трагически, не в бою. Согласно донесению о безвозвратных потерях подполковник Шапоров 21 июля 1944 года "покончил жизнь самоубийством на почве запутанности семейных отношений". Похоронен Пискаревском кладбище (на военном участке) в город Ленинград (Санкт-Петербург).
Награжден орденами Красного Знамени (29.06.1942), Суворова 3-й степени (16.06.1944).
Из Книги памяти Ивановской области:
"ШАПОРОВ Дмитрий Васильевич, 1910, с. Порздни. П. полк, ком. 815 бал 113 бад. Умер от ран 21.07.1944. Похоронен: г. Ленинград (Пискаревское кладб.)." (т.4, с. 370)
Источник
Документы
- Документы на сайте "Память народа"
- Документы на сайте "Подвиг народа"
- Документы на сайте "Мемориал"
Ссылки
- На сайте "Авиаторы второй мировой"
|