|
ФЕДОРЕНКО Евгений Иосифович (Осипович)
12.06.1906 г. Ромны, Полтавская обл., Украина
16.10.1941 г. Иваново
На момент гибели - командир корабля ТБ-7 432-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка 81-й бомбардировочной авиационной дивизии, майор.
Родился 12 июня 1906 года в городе Ромны, ныне Полтавской области Украины. Украинец.
Окончил школу летчиков. 1933-1938 годах проходил в Ейской военной школе морских летчиков и летчиков-наблюдателей им. Сталина (позднее - Ейское военно-морское училище): летчик- инструктор, летчик-инструктор отряда боевых самолетов авиаэскадрильи слепого самолетовождения, командир звена, командир отряда.
В 1938 году откомандирован в распоряжение Управления Северного морского пути, с оставлением в рядах РККА. За отличное выполнение правительственного задания по вывозке на материк части экипажа дрейфующих караванов ледоколов "Ленин" и "Садко" награжден знаком "Почётный полярник". За заслуги в деле освоения Северного Морского пути и районов Крайнего Севера, а также за образцовую и самоотверженную работу в период арктических навигация 1938 и 1939 годов награжден орденом "Знак Почета".
В дальнейшем майор Федоренко числился в должности летчик-испытатель 6-го отдела Управления ВВС Военно-Морского флота. Участвовал в испытаниях новой летающей лодки Ш-7. Испытания прошли успешно, но в серию запустить помешала война.
Участник Великой Отечественной войны с первых дней. Воевал в составе 432-го тяжелого бомбардировочного авиаполка, сформированного впервые дни войны и вооруженного новыми самолетами - тяжелыми бомбардировщиками ТБ-7 (Пе-8). В состав полка вошли лучшие кадры 14-го тяжелого бомбардировочного авиаполка, а также летный и технический состав ГВФ, Главсевморпути и НИИ ВВС КА.
Майор Федоренко принял командование кораблям №4222 4-й авиаэскдрильи. Полк базировался на аэродроме в города Ковров (Владимирская область). Участвовал в нескольких боевых влетах по целям в тылу врага: аэродромы, железнодорожные узлы, мосты и переправы.
Из боевого донесения штаба авиаполка о первом вылете на столицу Восточной Пруссии город Кенигсберг 28 августа: "Корабль № 4222, майор Федоренко - взлет 20 час 20 мин. В 00 час 30 мин, Н=6800 м, на Кенигсберг сброшены бомбы ФАБ-250 - 8 шт., по наблюдению экипажа сброшенные бомбы попали в цель. При подходе к цели от побережья моря и над целью ЗА вела интенсивный огонь по самолету. При обратном полете самолет обстреливался ЗА на участке 400 км от цели. Экипаж на заданный аэродром посадки - Елец не вышел, т. к. шел всепую, а средства ЗОС не работали. Командир корабля принял решение продолжить полет на восток до рассвета. Вышли к г. Вольск, где восстановили ориентировку и в 6 час 10 мин произведена посадка на аэродроме Ульяновск"
16 октября 1941 года экипаж взлете с аэродрома Иваново-Северный (использовался как аэродром подскока) в боевой вылет для бомбардирования ж. д. моста через р. Волга у Калинин. Бомбовая загрузка: 1 бомба калибром 1000 кг и 2 бомбы по 500 кг на внешних подвесках. На взлёте самолет потерпел катастрофу: набрав высоту около 50 метров самолет начал быстро разворачиваться вправо со снижением, и с углом врезался в землю, раздался сильный взрыв. Самолет сгорел, экипаж, за исключением стрелка кормовой точки, - погиб.
На месте взрыва от 1-тонной и 500-кг бомб (одну сбросил еще при падении, не взорвалась) плюс полная заправка баков самолета - образовалась воронка глубиной 5 метров и диаметром больше 10 метров.
Погибшие были похоронены на Богородском (сельском) кладбище Ивановского района. Место захоронения не сохранилось. На мемориальном знаке, установленном на этом кладбище как памятник на братской могиле умерших в госпиталях, увековечено только имя только двух членов экипажа - воентехника 1-го ранга Крокс П.А. и младшего сержанта Советкина П.А. (с ошибкой в дате гибели - 2 октября).
Награжден орденом "Знак Почета" (03.05.1940).
Источник
Документы
- Документы на сайте "Память народа"
- Документы на сайте "Подвиг народа"
- Документы на сайте "Мемориал"
|