КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ / ГЕНЕРАЛЫ




  • Основание:
    Родился и вырос в Приволжском районе.


  • Библиография
  • Документы
  • Фотоальбом
  • Мемориал
  • Ссылки

  • БЕЛОВ
    Иван Васильевич

    15.06.1912 д. Тарханово, При волжский р-н, Ивановская обл.
    08.11.1970 г. Москва

    В годы войны:
    - командир 10-го истребительного авиационного полка, подполковник.

    Родился 3 (15) июня 1912 года в деревне Тарханово Нерехсткого уезда Костромской губернии (ныне - Приволжского района Ивановской области). В 1930 окончил 9 классов школы в селе Яковлевское (ныне - города Приволжск).

    Трудовую деятельность начал в сентябре 1930 года в рабочим химлаборатории в городе Вязники (Владимирская область), затем трудился рабочим на фабрике "Свободный пролетарий". В октября 1931 года на комсомольской работе: секретарь комитета ВЛКСМ фабрики, секретарь комитета ВЛКСМ фабрики имени Р.Люксембург в том же городе. В апреле-декабре 1932 года - заведующий массово-экономическим отделом Вязниковского райком ВЛКСМ, в декабре 1932-июле 1933 года - секретарь Кохомского райкома ВЛКСМ (Ивановская область).

    В Красной Армии с августа 1933 года, по собственной просьбе он был направлен в летное училище. В 1936 году окончил 14-ю военную школу летчиков в городе Энгельс (Саратовская область) и был оставлен в неё лётчиком-инструктором. С осени 1937 года по решению советского правительства группы советских лётчиков-добровольцев, выполняя интернациональный долг, оказывали военную поддержку армии Китая в борьбе в японскими агрессорами. В составе одной из последних групп с марта по декабрь 1940 года в китайском небе сражался на истребителе И-16 и лейтенант Белов. После войны продолжал службу в Прибалтийской военном округе, заместителем командира эскадрильи в 49-м истребительном авиаполку.

    Участник Великой Отечественной войны с первых дней. Первый бой принял в небе Прибалтики под гордом Двинск (Даугавпилс, Латвия). В следующие дни участвовал в штурмовых ударах по мотомеханизированным колоннам врага, рвавшимся на восток. Менее чем за месяц боев полк потерял почти все самолеты и убыл в тыл на переформирование.

    В конце июля Белов вернулся на фронт уже в должности заместителя командира только сформированного 163-го истребительного авиаполка. Участвовал в боях на Западном фронте, под Ельней, совершил 29 боевых вылетов.

    В октябре 1941 все еще старший лейтенант Белов принял командование полком! В конце января 1942 года 10-й истребительный авиаполк приступил к боевым действиям на Южном фронте. А через месяц комполка был представлен к первой боевой награде - ордену Красного Знамени.

    Из наградного листа: "Капитан тов. Белов много вложил энергии по освоению личным составом новой материальной части самолетов Як-1, в результате чего летно-технический состав хорошо подготовлен к выполнению боевых заданий на фронте. … За период с 24.1.по 19.2.42 г. 494 авиационный полк боевых и не боевых потерь не имеет".

    Командовал этим полком все военные годы до победы. Под его командованием летчики полка громили врага на Северо-Кавказском, Западном, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Поддерживали с воздуха наши войска в боях за освобождение Смоленскойобласти, Белоруссии и Прибалтики, в разгроме врага в Восточной Пруссии. Полк за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника северо-западнее и юго-западнее Шяуляй (Шавли) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1944 года награждён орденом "Суворова III степени"

    В конце 1943 года довелось вернуться в родные края. Несколько месяцев его полк находился на переформировании в 22-м запасном полку в Иванове, получал и осваивал новые самолеты - американские "Аэрокобры".

    Войну в Европе подполковник Белов закончил кавалером трех боевых орденов. Всего совершил 102 боевых вылета на истребителях Як-1 (29 вылетов) и Р-39 "Аэрокобра" (73 вылета), в 10 воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника. Но командование оценивало в первую очередь не личный летные заслуги офицера, а его командирские способности.

    Из наградного листа к ордену Отечественной войны: "Полком за период с 11.2.45 по 20.04.45 произведено 1257 успешных боевых вылетов, из них: на сопровождение бомбардировщиков - 950 вылетов, разведки и объектов противники - 307 вылетов. При взятии городов Данциг и Кенигсберг полком произведено 15 групповых воздушных боев, в которых сбито 18 самолетов противника. Своих потерь летного состава и материальной части за указанный период боевой работы полк не имеет".

    В июне 1945 года полк был переброшен на Дальний Восток. На самолетах "Кингокобра" принимал участие в войне с Японией. До октября 1946 года продолжал командовать своим полком. В 1947 окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы и принял командование 5-й гвардейской истребительной авиадивизией все на том же Дальнем Востоке.

    В декабре 1950 года полковник Белов назначен командиром 64-го истребительного авиационного корпуса. К этому времени в Северо-Восточном Китае были сосредоточены три истребительные авиадивизии СССР, которые и были объединены в авиакорпус. В задачи соединения входило обеспечение прикрытия мостов и электростанции на реке Ялуцзян (пограничная река между Кореей и Китаем), военных и экономических объектов на территории Северной Кореи, а также тыловых коммуникаций китайских и корейских войск. Помимо этого, лётчики авиакорпуса участвовали в подготовке лётчиков ВВС Китая и Северной Кореи. Основным боевым самолётом корпуса был истребитель МиГ-15. Командовал корпусом до сентября 1951 года. Затем был заместителем командующего войсками воздушной обороны приграничной линии там же в Китае.

    В 1955 окончил авиационный факультет Военной академии Генерального Штаба. Продолжал службу заместителем командующего 37-й воздушной армией по ПВО (Северная группа войск, Польша). В 1956 году снова вернулся в Китай, был старшим военным советником у командующих ВВС нескольких военных округов Народно-освободительной армии Китая.

    В 1959 году вернулся в СССР. Работал в ЦК ДОСААФ, был начальником Управления авиационной подготовки и спорта. В 1962 году уволен в запас.

    Жил в городе Москве. Скончался 8 ноября 1970 года.

    Генерал-майор авиации (04.01.1951). Награждён 5 орденами Красного Знамени (6.03.1942, 11.02.1945, 30.09.1945, 15.12.1950, 5.11.1954), орденами Отечественной войны 1-й степени (23.04.1945), Красной Звезды (15.11.1950), медалями.


  • Библиография:
    - Биографический материал предоставлен игорем Сейдовым
    - Кохомские летчики-генералы // Кохомский вестник - 2017 - 19 мая - С. 1
  • Документы
    - "Подвиг народа"
  • Ссылки
    -->