|
МАСЛЕННИКОВ Николай Иванович
13.12.1919 д. Салтаниха, Кинешемский р-н, Ивановской обл.
22.08.2004 г. Кинешма
В войну: - летчик, командир звена 131-го и 17-го истребительных авиационных полков, старший лейтенант.
Родился 13 декабря 1919 года в деревне Салтаниха Кинешемского района. В 1938 году окончил 7 классов, затем - 2 курса Ивановского химико-технологического техникума.
В 1938 году был призван в Красную Армию Кинешемским райвоенкоматом. В 1940 году окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков с присвоением звания лейтенант и был направлен в действующую армию.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Боевой путь начал в составе 131-го истребительного авиаполка на Южном фронте. К сентябрю 1941 года младший лейтенант Масленников совершил 56 боевых вылетов, из них 6 на разведку, 11- на сопровождение бомбардировщиков, 28- на прикрытие своих войск. Провел 11 воздушных боев. Награжден орденом Красного Знамени. В 1942 году был ранен в голову, направлен в госпиталь.
Боевой путь продолжил в 17-м истребительном авиаполку. Был зачислен в его состав года полк находился на переформировании в Иванове, в 22-м запасном авиаполку осваивал новые самолета - "Аэрокобра". В составе этого полка прошел оставшийся боевой путь.
В июне 1944 полк начала боевые на 1-м Прибалтийском фронте. За два месяца боев в небе Белоруссии и Литвы записал на свой счет 30 боевых вылетов, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков.
Из наградного листа к ордену Отечественной войны 2-й степени: "Потерь штурмовики от истребительной авиации противника не имели. Совершеннее боевые вылеты в районе Витебск, Полоцк, Шауляй. Техника пилотирования и знание материальной части самолета Аэрокобра хорошая. Участник трех воздушных групповых боев. Летает смело и уверенно, в бою стойкий и мужественный, умело руководит своим ведомым передавая ему свой боевой опыт".
На завершающем этапе войны старший лейтенант Масленников командовал звеном. С августа 1944 года по май 1945 года совершил еще 104 успешных боевых вылетов и сбил 2 самолета ФВ-190.
Из наградного листа к ордену Отечественной войны 1-й степени: "Благодаря хорошим организаторским способностям и умелому руководству подчиненными в проведенных боях за Данициг, Кенигсберг, Пиллау, Либава, под его руководством летчики звена совершили 183 боевых вылета, из них: на штурмовку и бомбометание 87 вылетов, в которых уничтожили 6 автомашин, 9 повозок с военным имуществом, сожгли 3 дома и одну баржу и истребили 65 солдат и офицеров противника.
25.4.45 выполняя задание на сопровождение бомбардировщиков Пе-2 в район Данциг в составе 18 самолетов Аэрокобра, при подходе к цели товарищ Малсенников своей четверкой встретился с 6-ю ФВ-190, которые пытались атаковать сопровождаемых бомбардировщиков. Заняв выгодную позицию товарищ Масленников первым навязал бой, которого истребители противника не выдержали и с позором ушли с поля боя. Все наши самолеты успешно выполнили задания и без потерь вернулись на свои аэродромы".
За годы войны произвел, согласно данным наградного листа на орден Отечественной войны 2-й степени, произвел 285 успешных боевых вылетов, провел 25 воздушных боев, сбил два самолета противника (по другим данным совершил 406 боевых вылетов, провёл 59 воздушных боёв, лично сбил 7 самолётов).
Боевые действия полк завершил в мае 1945 года на Ленинградской фронте, боями по уничтожению Земландской группе войск. Последний вылет сделал 8 мая на сопровождение штурмовиков и одновременную штурмовку живой сил и техник противника. В этом вылете уничтожил 3 автомашины и до 15 гитлеровцев.
В июне 1945 года полк был передислоцирован на Дальний восток. После перевооружения на самолет "Кингкобра" включен в состав Забайкальского фронта. С 9 августа 1945 года в составе 190-й истребительно авиадивизии участвовал в войне с японскими милитаристами.
В этих боях старший лейтенант Масленников командовал звеном, выполнял обязанности штурмана эскадрильи. Лично произвел 4 успешных боевых вылетов, звено - 10 вылетов. В эскадрильи, благодаря грамотной штурманской подготовке к вылетам, не было случаев потери ориентировки. Награжден орденом Красной Звезды.
После войны продолжал службу в своем полку, дислоцированном в Приморском военном округе. В мае 1948 года назначен штурманом полка, освоил реактивные боевые машины - МиГ-15. В марте 1951 года полк в составе 303-й истребительной авиадивизии убыл в правительственную командировку в Китайскую народную республику.
С мая 1951 года по февраль 1952 года летчики полка участвовал в вооруженном конфликте в Северной Корее. В этих боях капитан Масленников был уже штурманом полка. За это период летчиками пока было совершено 4226 боевых вылетов, проведено 119 воздушных боев и сбито 108 самолетов противника. В небе Кореи лично произвел 120 боевых вылетов, провел около 50 воздушных боев. После возвращение в СССР продолжал службу в том же полку, освоил самолет МиГ-17. В 1959 году уволен в запас в звании полковника с должности заместителя командира полка.
Вернулся на родину в город Кинешму. До выхода на пенсию работал на заводе "Электроконтакт" инженером-конструктором по металлу. Умер 22 августа 2004 года. Похоронен в Кинешме на кладбище Сокольники, в секторе воинского мемориала.
Награжден тремя орденами Красного Знамени (05.11.1941, 06.05.1945, … ), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (14.05.1945, 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (22.08.1944), двумя орденами Красной Звезды (15.09.1945, …), медалями , том числе корейской "За освобождение Кореи", китайской "Китайско-советской дружбы".
Библиография
Мемориал
- Наградные листы на сайте "Подвиг народа"
Документы
- Ссылки
На сайте "Авиаторы второй мировой"
|