|
ТИХОМИРОВА Вера Ивановна
30.09.1918 г. Шуя, Ивановская обл.
14.10.2002 г. Москва?
На фронте: - летчик, заместитель командира эскадрильи 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного женского полка/46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка, гвардии лейтенант.
Родилась в 1918 году в городе Шуя в семье рабочего-кузнеца. Русская. Окончила 7 классов. Учебу продолжила в школе фабрично-заводского обучения, училась на токаря, а после ее закрытия - на ткачиху. Работала на одной из ткацких фабрик, одновременно училась в созданной планерной школе. По ее окончании получила рекомендацию для поступления в летное училище.
В 1936 году с отличием окончила Батайскую первую Краснознаменную школу гражданского воздушного флота имени Баранова. Получила удостоверение пилота гражданского воздушного флота (ГВФ) 4-го класса и направление в Одесскую область. Несколько лет развозила почту по селам и городам Одесской области.
Накануне Великой Отечественной войны работала летчиком-инструктором в школе ГВФ в той же области В августе 1941 года вместо со школой была эвакуирована с город Старобельск (Луганская область) затем в Омскую область. Готовила летчиков для фронта.
В феврале 1942 года была мобилизована в Красную Армию. В апреле прибыла в формируемый Мариной Расковой женский полк ночных бомбардировщиков. Как опытный летчик зачислен в звено связи полка. Уже в период формирования полка совершала вылеты по заданию штаба.
С мая 1942 года в составе полка участвовала в боевых действиях на Южном фронте, но в ночных боевых вылетах не участвовала. Выполняла задания командования по обеспечению бесперебойной связи с частями дивизии, вылетала не только по заданию полка, но и в интересах штаба 4-й воздушной армии. С командующим 4-й воздушной армии генералом Науменко выполнила более 30 полетов в районах Сталинграда, Котельниково, Гремячего, Малгобека и др. На тяжелый период отступления 1942 года стала как бы личным летчиком у командующего.
За это время записала на свой счет и 3 вылета к линии фронта. Приходилось выполнять и боевые задания, конкретно - вылеты на разведку. Так в августе 1942 года вместе с офицером штаба дивизии летала на разведку по маршруту Георгиевск - Саблевская - Александровская - Солдато-Александровская. В полете были получены ценные данные.
К октябрю 1944 года совершила 265 самолетовылетов без летных происшествий и аварий. Была представлена к награждению орденом Красного Знамени.
Из наградного листа: "За это период проявила себя дисциплинированным, выдержанным, смелым командиром. Отличный пилот, летающий в сложных метеоусловиях. Техника пилотирования отличная. Потери ориентировок, аварий, поломок не имеет. Материальную часть самолета и мотора загнет хорошо и эксплуатирует ее грамотно".
В декабре 1942 года была переведена 4-ю эскадрилью, которой командовала подруга Марина Чечнева (будущий Герой Советского Союза), где преступила к боевым ночным вылетам. За плечами к тому времени уже было 376 вылетов.
Участвовала в боевых действиях на Северном Кавказе и в Крыму. Первые ночные вылеты совершила с опытным штурманом Татьяной Сумароковой (в 1995 году присвоен звание Герой России), затем летала в основном Лидией Лошмановой. Экипаж работал слаженно, каждую ночь вылетали на выполнение боевых заданий.
Вот как вспоминала о тех днях командир эскадрильи Марина Чечнева: "На Тамани мы летали много и успешно, вместе со всеми каждую ночь вылетала на боевые задания и Вера. Летишь над территорией, занятой противником, внимательно вглядываешься в темноту. Вражеские машины двигались всегда с затемненными фарами. Неожиданно блеснет тоненькая полоска света и тут же погаснет. Но для летчиц и этого достаточно: самолеты снижаются до высоты 600-700 метров, штурман сбрасывает САБы - и если по дороге двигалась колонна автомашин или танков, то в эти минуты мы жалели лишь об одном: грузоподъемность По-2 невелика, бомб маловато. Когда мы на рассвете возвращались с последнего боевого вылета и шли с аэродрома в общежитие, то с линии фронта доносился глухой, перекатывающийся гул. Это наша артиллерия расчищала дорогу наступающим частям. Советские войска освобождали от фашистов Таманский полуостров".
К октябрю 1943 года гвардии лейтенант Тихомирова произвела 180 ночных боевых вылетов и был представлена ко второй боевой награде - ордену Отечественной войны 2-й степени.
Из наградного листа: "Тов. Тихомирова за период боевых действий на фронте проявила себя дисциплинированным, выдержанным, смелым командиром. Летает в сложных метеоусловиях, днем, ночью и в горной местности. Техника пилотирования отличная, потери ориентировки, аварий, поломок не имеет. Материальную часть самолета и мотора знает отлично и умело ее эксплуатирует...
Тов. Тихомирова отлично освоила боевую ночную работу. Отлично владеет техникой пилотирования в ночных условиях. Умело выводит свой самолет из лучей прожекторов и из зоны зенитной артиллерии противника. С сентября месяца назначена на должность командира звена, к работе приступила с большим желанием. К себе и подчиненным требовательна, повседневно работает над повышением своего летного мастерства. Боевая работа Тихомировой служит образцом для личного состава звена. Из числа произведенных вылетов наиболее эффективными были:
В ночь на 10 марта 1943 г. бомбила переправу в пункте Славянская. В результате точного бомбометания было вызвано 4 сильных взрыва с черным густым дымом, что подтверждает последующий экипаж гвардии лейтенанта Е. Пискаревой.
В ночь на 15 апреля 1943 г. бомбила по скоплению войск противника в пункте Крымская. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и пулеметов противника, Тихомирова, маневрируя в зоне огня, умело достигла цели и произвела бомбометание, в результате чего наблюдалось два сильных взрыва, что подтверждает экипаж гвардии лейтенанта З. Парфеновой.
В ночь на 22 июля 1943 года бомбила пункт Луначарский по скоплению войск противника, где была схвачена тремя прожекторами противника. Смелым маневром Тихомирова вывела машину из лучей прожекторов, сделала несколько заходов на цель, произвела бомбометание и точным бомбовым ударом вызвала два очага пожара, которые горели в течение всей ночи, что подтверждают последующие экипажи.
В ночь на 12 августа 1943 года производила бомбометание по живой силе, мотомехчастям и укреплениям противника в пункте Дубинка, в результате точного бомбометания было вызвано 4 сильных взрыва, что подтверждает последующий экипаж гвардии лейтенанта М. Чечневой"
Приходилось летать не только на бомбардировку вражеских позиций. Летчицы полка привлекались к доставке грузов (боеприпасы, медикаменты, продовольствие) для бойцов 318-й стрелковой дивизии на плацдарме на Керченском полуострове, в районе Эльтигена. На счету гвардии лейтенанта Тихомировой было 36 таких вылета. Выключая двигатели, планировала в район наших позиций, и по голосу с земли сбрасывала груз.
Весной 1944 года летчицы полка поддерживали наступление наши частей, освобождавших Крымский полуостров, Севастополь. В этих боях гвардии лейтенант Тихомирова была уже заместителем командира эскадрильи. В апреле 1944 года "за смелое руководство личным составом, лично произведенные 256 боевых вылетов с высокой эффективностью" удостоена третьей правительственной награды - ордена Александра Невского.
После боев за Крым полк был переброшен на 2-й Белорусский фронт, участвовал в боях за освобождение Белоруссии и Польши. Кроме боевой работы вводила в строй многих молодых летчиц и штурманов, вела занятия, постоянно была в гуще полковой жизни. В Польше закончился боевой путь Веры Тихомировой. Осенью 1944 года она тяжело заболела. Из госпиталя был отправлена в Москву и в полк уже не вернулась.
Всего на боевом счету гвардии лейтенанта Тихомировой было 900 вылетов на легком биплане По-2 (У-2) во фронтовом небе, из них только более 530 боевых в ночном небе.
После трудного и длительного лечения сумела вернуться на летную работу. Получила назначение на военную кафедру в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Работала летчиком летного отряда института, учила летному мастерству студентов.
В 1949 году вернулась в военную авиацию, стала пилотом транспортного самолета Ли-2. Водила крылатую машину по дальним и ближним маршрутам: Ташкент и Каунас, Ростов и Архангельск, Казань и Рига. Через несколько лет гвардии капитан Тихомирова стала командиром корабля, на котором до этого летала вторым пилотом. В 1955 году освоила управление новым самолетом - Ил-14, на то время самым совершенным пассажирским и транспортным самолетом. В 1957 году присвоено звание "Военный летчик 1-го класса".
Отдала военной авиации более 20 лет. В середине 1960-х годов уволена в запас в звании майора.
Жила в городах Люберцы и Москва. Скончалась 14 октября 2002 года.
Награждена орденами Красного Знамени (14.11.1942), Александра Невского (26.04.1944), двумя орденами Отечественной войны 2-й степени (25.10.1943, 11.03.1985), Красной Звезды, медалями.
Источники
- Магид А. С. Гвардейский Таманский авиационный полк. — М.: ДОСААФ, 1960.
- Ракобольская И., Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. — М.: Изд-во МГУ, 2005
- Чечнева М. П. «Ласточки» над фронтом. — М.: ДОСААФ, 1984.
- Чечнева М. П. Небо остается нашим. — М.: Воениздат, 1976.
- Материалы Государственного архива Иановской области
Мемориал
-
Документы
- Наградные листы на сайте "Подвиг народа"
Ссылки
|