КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ



  • Основание:
    Жил в Иванове..


      
      



      Яндекс.Метрика  

  • ГИНЗБУРГ
    Аркадий Самуилович

    01.06.1914 г. Гомель, Белоруссия
    23.02.1992 г. Иваново

    На фронте:
    - командир эскадрильи 181-го гвардейского истребительно авиаполка, гвардии капитан.

    Родился 1 июня 1914 года в городе Гомель, Гомельского уезда Могилёвской губернии, ныне - центр Гомельской области Белоруссии. Еврей. Окончил 7 классов школы, в 1935 году - авиационный техникум, в 1937 году - Батайскую авиационную школу гражданской авиации.

    В 1937 году был призван в Красную Армию Кировоградским облвоеноматом Украинской ССР (по другим данным - Андижанским райвоенкоматом Узбекская ССР). В 1940 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1941 году окончил в Херсонскую авиационную школу лётчиков. Вероятно, был направлен для прохождения службу в Армавирскую военную авиационную школу пилотов (при открытии школы в январе 1941 года ее личный состав формировался из выпускников в том числе и Херсонской школы). Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. Первые военные месяцы готовил летчиков для фронта.

    В действующей армии с апреля 1943 года. Воевал на Северо-Кавказском, Воронежском, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Весь боевой путь от рядового пилота, замполита эскадрильи до командира эскадрильи прошел в составе 239-го (с августа 1944 года - 181-го гвардейского) истребительно авиаполка. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-7.

    Весной 1943 года полк, в составе 235-й истребительной авиадивизии, Сталинградской битвы находился в тыловой полосе Юго-Западного фронта, на отдыхе после завершения Сталинградской битвы. С 1 июня 1943 года приступил к боевой работе на Северо-Кавказском фронте.

    За первую неделю боев замполит эскадрильи лейтенант Гинзбург произвел на истребители Ла-5 15 боевых вылетов, в которых провел 6 воздушных боев и лично сбил 2 самолета противника - истребителя Ме-109. Причем обе победы одержал в один день - 6 июня в районе станиц Горишный - Молдаванская. За эти бои получил первую боевую награду - орден Красной Звезды.

    Уже через месяц полк был перебазирован на Воронежский фронт. В ходе Курской битвы летчики полка принимали участие в боевом прикрытии танкового сражения с воздуха. В одном из боевых вылетов приняли неравный бой с тремя группами бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Задание было выполнено: ни одна бомба не упала на наши танки, летчики группы сбили 3 самолета противника, остальные сбросили бомбы не по цели и ушли на свою базу. В этом бою самолет Гинзбурга был подбит и загорелся, летчик покинул горящую машину и приземлился, уже потеряв сознание. Во время приземления сломал ноги и повредил позвоночник. После лечения в госпитале вернулся в полк.

    С октября 1943 года воевал в должности командира эскадрильи того же полка. К концу 1943 году имел на своем счету уже 60 боевых вылетов и 5 сбитых самолетов врага. За отличное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество в декабре 1943 года был представлен к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени.

    Из наградного листа: "…Пребывая на Воронежском и 1-м Украинском фронтах с 20.7.43 года произвел 30 боевых вылетов, из них: на прикрытие наземных войск - 10, на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков - 16, на разведку войск противника -3. За это же время лично сбил 3 самолета противника по типам: один - Ме-109ф и два Ю-87. С 8 октября 1943 года работает в должности командира авиаэскадрильи. За это короткое время качество боевой работы в эскадрильи значительно улучшилось. Эскадрилья произвела 163 боевых вылета, из них 143 на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков. Благодаря грамотной и умелой организации прикрытия своих бомбардировщиков и штурмовиков эскадрилья тов. Гинзбург за все время боевой работы не Воронежском и 1-м Украинском фронте не имела ни одной потери со стороны прикрываемых ими бомбардировщиков и штурмовиков".

    По этому представлению приказом по войскам 2-й воздушной армии награжден орденом Красного Знамени.

    К августу 1944 года к личному счету командира эскадрильи добавилось еще 35 боевых вылетов в которых он сбил 3 самолета врага. За это же время эскадрилья под его командованием произвела 457 боевых вылетов, в которых летчики эскадрильи сбили 13 вражеских самолетов. За умелое командование эскадрильей и проявленные доблесть и мужество награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

    На завершающем этапе войны полк вел боевую работу в небе Польши и Чехословакии.

    Из наградного листа к ордену Александра Невского: "…В период боев на Мораво-Остравском направлении благодаря грамотной и умелой организации прикрытия своих бомбардировщиков и штурмовиков эскадрилья тов. Гинзбурга справилась с задачей отлично. Летчики эскадрильи за короткий срок с 26 марта по 8 мая 1945 года произвели 450успешных боевых вылетов на прикрытие бомбардировщиков Бостон-3 и штурмовиков Ил-2 и Ил-10, провели 15 групповых боев в которых сбили 12 самолетов противника. Своих потерь в летчиках эскадрилья не имеет, в самолетах - 1. За это де время лично тов. Гинзбург 56 раз водил летный состав своей эскадрильи на боевые задания, участвовал в 10 воздушных боях, сбил 20.4.45 один самолет противника типа Ме-109. Грамотно руководит учебно-боевой подготовкой личного состава".

    К 9 мая 1945 года командир эскадрильи гардии капитан А. С. Гинзбург совершил 156 боевых вылетов, в 24 воздушных боях сбил лично 9 самолётов противника.

    После Победы продолжил службу в ВВС. В 1947 году был списан с летной работы. Уволен в запас в марте 1948 года.

    Последние годы жил в городе Иваново. Умер 23 февраля 1992 года.

    Награждён орденами: Красного Знамени (22.01.1944), Александра Невского (22.05.1945), двмуя орденами Отечественной войны 1-й степени (12.08.1944, 11.03.1985), двумя орденами Красной Звезды (21.06.1943, ...); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (12.11.1950)..


  • Источники


  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа"
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа"
    -
  • Ссылки
    - На сайте "Интернет-проект по увековечиванию памяти воинов - евреев"