|
ЖУКОВ Борис Григорьевич
27.04.1916 г. Иваново-Вознесенск
16.01.1996 г. Иваново
На фронте: командир эскадрильи 58-го бомбардировочного авиационного полка / 212-го отдельного авиационного санитарного полка, капитан.
Родился 27 апреля1916 года в городе Иваново-Вознесенск. Русский. В 1932 году окончил Ивановский аэроклуб, в 1936 году - Центральную школу планерных техников ОСОВИАХИМа, с отличием.
В Красной Армии с 1938 года. Окончил военное авиационное училище летчиков им. В.П. Чкалова в городе Чкалов (Оренбург). Начало войны встретил летчиком 132-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи, дислоцированной в Монголии (г. Чайболсан).
В действующей армии с апреля 1942 года. Воевал в рядах 58-го бомбардировочного авиационного полка Северо-Западного фронта, имевшего на вооружении пикирующие бомбардировщики Пе-2. За первые три фронтовых месяца в районе Демянского котла, где был окружена немецкая армия, лейтенант Жуков произвел 30 успешных боевых вылетов и был представлен к награждению орденом Ленина.
Из наградного листа: "…Сам Жуков и личный состав его звена показывают примеры героизма и отваги по уничтожению наземного и воздушного противника. Тов Жуков умело руководит боевой работой звена. Его звено систематически летает на боевые задания, которые выполняет постоянно без летных происшествий. За период пребывания на Северо-Западном фронте, несмотря на сильное противодействие огня ЗА и неоднократные атаки истребителей противника в районе цели и над целью, благодаря тому, что тов. Жуков научил правильно строить маневр, его звено не имеет ни одной потери. За этот период его звено сбросило на территории противника 320 000 листовок. По боевой работе его звено все время держит первое место в эскадрильи. Он систематически руководит соцсоревнованием и подводит итоги о боевой работе звена. За умелое руководство звеном, которое показало образцы в боевой работе тов. Жуков выдвинут на должность заместителя командира эскадрильи.
26.4.42 в составе девяти самолетов дважды бомбил по зенитной артиллерии и живой силе противника севернее Рамушево, где были отмечены прямые попадания по окопам и местам расположения ЗА.
1.5.42 дважды бомбил огневые точки и живую силу противника ю.-з. Рамушево, где после бомбометания нашими наземными частями был занят этот участок. По сообщению пом. нач. оперотдела ВВС СЗФ, за отличное бомбометание наземным командованием 1-й Ударной армии экипажу объявлена благодарность.
12.5.42 в составе шести самолетов произвел бомбометание по живой силе в районе Налючи. Над целью группа была атакована ИА противника, отбивая атаки истребителей экипаж точно отбомбился по цели и благополучно пришел на свой аэродром.
23.5.42 звеном бомбили артпозиции сев. Заболотье. При бомбометании были атакованы звеном Ме-109. Умелым маневром и сильным огнем из пулеметов атаки были отбиты и в групповом бою сбит один Ме-109.
17.6.42 в составе шести самолетов провел налет на аэродром Глебовщина. В результате налета было уничтожено до 10 и повреждены до 12 самолетов Ю-52. В районе аэродрома возникло шесть очагов пожара, которые были видны на расстоянии до 50-60 км. …".
По этому представлению приказом по войскам Северо-Западного фронта награжден орденом Красного Знамени.
Полк продолжал участвовать в воздушной блокаде и ликвидации демянской группировки противника, поддерживала наступление войск фронта и прикрывала их с воздуха при переходе к обороне в районе Старая Русса. К февралю 1943 года старший лейтенант Жуков уже был заместителем командира эскадрильи, записал на свой счет еще 25 успешных боевых вылетов и был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Из наградного листа "…За период отечественной войны совершил 55 боевых вылетов, из кторых 49 эффективных боевых вылетов, из них в качестве ведущего группы 29 боевых вылетов, ведущего звена в группе 11, ведомым 2 и одиночно по принципе "охотника" 13 боевых вылетов…".
В дальнейшем в августе 1943 года награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (за 60 боевых вылетов) и в июне 1944 года, уже будучи командиром эскадрильи, капитан Жуков представлен к награждению третьи орденом Красного Знамени (77 боевых вылетов).
Из наградного листа: "… В дни снятия блокады с г. Ленинграда в сложных метеоусловиях и на малой высоте 7 раз приводил подбитую машину на свою территорию.
17.1.44 г. ведущим группы 6 самолетов бомбардировал в сложных метеоусловиях при сильном обстреле ЗА противника, артбатареи на южной окраине Софии, обстреливавшие г. Ленинград. В результате бомбометания уничтожена 1 батарея 2-х орудийного состава, разрушено несколько зданий.
25.1.44 г. при бомбометании по автоколонне противника в районе Гатчино самолет ЗА и истребителями противника был сильно поврежден, стрелок-радист тяжело ранен. Тов. Жуков произвел бомбометание с Н=200 м и привел машину на свой аэродром.
7.3.44 г. при бомбардировке аэродрома Тарту уничтожено 5 и повреждено 7 самолетов. В воздушном бою был сбит истребитель противника.
19.3.44 г. на аэродроме Тарту уничтожил 8 и повредил 6 самолетво.
1.4.44 ведущим прямым попаданием разрушил переправу через реку Великая, взорван склад с горючим, уничтожено 10 и повреждено 10 автомашин.
Его эскадрилья совершила 167 боевых вылетов".
По этому представлению приказом по войскам 13 воздушной армии награжден полководческим орденом Александра Невского.
Жуков Б. Г. о себе: "Мне доверяли водить в бой большие сводные группы боевых самолетов. Не раз доводилось организовывать довольно-таки крупные воздушные сражения, когда одновременно с обеих сторон участвовало свыше 100 самолетов и группа под моим командованием неоднократно побеждала врага с минимальными потерями для себя. За эту работу я награжден орденом "Александра Невского"".
Этот орден стал последней наградой капитана Жукова как летчика-бомбардировщика. В одном из вылетов 5 апреля 1944 года он получил тяжелую травму: при пикировании с высоты 5 тысяч метров до 600 метров из-за больших перегрузок лопнула барабанная перепонка. После излечение был признан ограничено годным для летной работы и направлен в невысотную авиацию.
С июля 1944 год командир эскадрильи 212-го отдельного авиационного санитарного полка, имевшего на вооружении тихоходные самолеты С-2 и С-4 (санитарные варианты По-2). Летчики полка выполняли задания сануправлений Ленинградского, затем 4-го Украинского фронтов по эвакуации тяжелораненых бойцов и офицеров и доставки крови из армейских госпитальных баз.
Летом-осенью 1944 года в боях на Карельском перешейке и за освобождение Эстонии летчики эскадрильи произвели 347 боевых вылетов и везли 694 человека, лично капитан Жуков вывез 93 раненых. Награжден орденом Красной Звезды.
На завершающем этапе войны полк был переброшен на 4-й Украинский фронт, участвовал в боях за освобождение Чехословакии. День Победы капитан Жуков встретил в столице Чехословакии городе Прага. Здесь получил последний боевой орден - Отечественной войны 1-й степени.
Из наградного листа: "…командуя эскадрильей добился такого положения, что 1аэ на 75% подготовлена для работы ночью и днем в плохих метеоусловиях. В целом 1 аэ произвела 941 боевой вылет и вывезла 1970 человек раненых бойцов и офицеров. Сам капитан Жуков летает отлично, выполняя самые ответственные задания. Произвел за период войны 241 боевой вылет. Вывезено лично им раненых 317 человек".
В ноябре 1945 года уволен в запас. Работал шеф-пилотом вагонно-строительного завода в городе Кенигсберг (Калининград). В 1948 году вернулся с семьей в город Иваново, работал в Ивановском аэропорту.
Жил в городе Иваново. Умер 16 января 1996 году.
Награжден двумя орденами Красного Знамени (09.10.1942, 23.02.1943), орденом Александра Невского (11.07.1944), тремя орденами Отечественной войны 1-й степени (30.08.1943, 28.06.1945, 11.03.1985), орденом Красной Звезды (10.12.1944), медалями.
Источники
Документы
- Документы на сайте "Память народа"
- Наградные листы на сайте "Подвиг народа" -
Ссылки
- На сайте "Бессмертный полк"
|