КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ



  • Основание:
    Родился в Юже.


      
      
      








      Яндекс.Метрика  

  • ЛИЛИН
    Анатолий Васильевич

    18.09.1922 г. Южа, Ивановская обл.
    10.02.2011 г. Смоленск

    На фронте:
    - штурман, штурман эскадрильи 58-го бомбардировочного авиационного полка, старший лейтенант.

    Родился 18 сентября 1922 года в поселке Южа Шуйского уезда Иваново-Вознесенской губернии, ныне - город, районный центр Южского района Ивановской области, в семье рабочего. Русский. Трудовую деятельность начал ещё в старших классах школы, работая на торфоразработках. Окончил десять классов.

    В 1939 году поступил на Ленинградские авиационно-технические курсы, сдал экзамены, но вскоре перешел в Ленинградский институт Гражданского воздушного флота. Проучиться успел лишь непродолжительное время.

    В том же 1939 году был призван на срочную службу в Красную Армию. Служил в 518-м лёгком артиллерийском полку, окончил полковую школу. Через четыре месяца по разнарядке, как имевшие полное среднее образование, был направлен в только что созданную Грозненскую военную авиационную школу штурманов. В начале 1941 года он окончил её, получив звание сержанта. Служил в 58-м бомбардировочном авиационном полку, дислоцировавшемся в городе Старая Русса. Летал на бомбардировщиках СБ.

    Участник Великой Отечественной войны с первых дней. Весь боевой путь прошел в составе своего 58-го авиаполка. С первых дней войны полк участвовал в тяжелых боях на Северо-Западном фронте. В конце августа полк передал оставшиеся исправные бомбардировщики СБ другой части и был направлен на переформирование в город Балашов (Саратовская обл.). Получил новые самолеты - пикировщики Пе-2, летчики прошли переподготовку.

    С 22 апреля до середины июня 1942 года полк действовал в составе ВВС Северо-Западного фронта. Участвовал в обороне Ленинграда, совершал боевые вылеты на бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, защищал город и пригородные аэродромы от вражеских авианалётов.

    К началу 1943 года на счету стрелка-бомбардира, старшего сержанта Лилина значилось 15 боевых вылетов. Только за 6 налётов на аэродром Глебовщина его экипаж, несмотря на противодействие зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, уничтожил и повредил до 80 немецких транспортных самолётов. Кроме того, он разрушил построенную противником переправу, уничтожил склад с боеприпасами. За что получил первую боевую награду - медаль "За отвагу".

    В том же 1943 году Лилин получил офицерское звание - младший лейтенант. В дальнейшем стал штурманом звена. Водил группы бомбардировщиков на бомбардировки железнодорожных узлов, мостов и прочих стратегических объектов противника. В документах неизменно отмечалась высокая эффективность его боевой работы, в результате которой противник нёс большие людские и материальные потери. К сентябрю 1943 года записал на свой счет еще 10 боевых вылетов и орден Отечественной войны 1-й степени.

    В 1944 году полк вел боевые действия на Ленинградском фронте. Из воспоминаний А.В. Лилина: "Однажды нашему звену поставили задачу разбомбить электростанцию ТЭЦ и плотину на канале в районе Выборга. Мы тогда по-прежнему стояли на аэродроме Гатчина и, согласно заданию, перелетели на аэродром Пушкин, там нам подвесили по две "ФАБ-500" на каждый самолёт, и мы взлетели оттуда около двух часов дня. Над аэродромом набрали высоту восемь тысяч метров и пошли к Выборгу. На подходе нас встретила зенитная артиллерия. Мы отвернули, ушли на запад, потом прошли по финской территории на север, развернулись на восток и с пикирования стали выходить на электростанцию. На высоте четыре тысячи метров "сделали площадку", я прицелился. Позади ещё два самолёта наших было, там лётчики тоже целиться стали. Дождавшись точки входа, мы вошли в пикирование и на высоте около двух тысяч метров сбросили бомбы. В результате мы попали аккурат в электростанцию и разбили плотину. Спустились на малую высоту, чтобы уйти от возможных атак истребителей и зенитной артиллерии, и благополучно вернулись".

    С октября 1944 года полк в составе дивизии был переведен на 3-й Белорусский фронт, приступил в боевой работе уже в Восточной Пруссии. К ноябрю на счету лейтенанта Лилина было уже 100 успешных вылетов, на груди орден Красного Знамени, и он представлен ко второму такому же ордену.

    Из наградного листа: "…В боях по прорыву долговременной укрепленной линии в Восточной Пруссии произвел 3 б/вылетов. Боевые задания выполнял ведущим звена при сильном противодействии ЗА и истребителей пр-ка. Наиболее эффективными боевыми вылетами являются: 17.6.44 г. Ведущим звена в группе 9 самолетов ж.д. ст. Изборск при сильном противодействий ЗА и МЗА. Разбито до 150 вагонов, взорван склад боеприпасами, разрушено 250 м ж.д. полотна и 2 пожарных депо. 17.10.44 г. в группе 7 самолетов ведущими звена бомбардировал ж.д. станцию Эйдткунен при сильном противодействии ЗА и истребителей пр-ка, при этом уничтожено 16 вагонов, разрушено 11 зданий, 1 пакгауз, входные стрелки и до 200 м ж.д. полотна. 20.10.44 г. Ведущим звена в группе 7 самолетов бомбардировал опорный пункт Шталлуненен при сильном противодействии ЗА и истребителей противника. Разрушено 7 зданий, 35 м шоссейной дороги, повреждено до 5 зданий, создано 6 очагов пожара".

    В декабре 1944 года стал штурманом эскадрильи. На завершающем этапе войны полк продолжал боевую работу в Восточной Пруссии. Из воспоминаний А.В. Лилина: "14 января начались боевые действия под Кенигсбергом. Нам очень много пришлось летать, а погода при этом не всегда была удовлетворительной. Помню, первый вылет на Кенигсберг я сделал на высоте шестьсот метров. Тогда я вёл эскадрилью на бомбометание. В воздухе держалась раскалённая дымка, так что еле просматривались объекты. Ориентироваться было тяжело, но, тем не менее, мы нашли свою цель, отбомбились, и все невредимыми вернуть на аэродром."

    В общей сложности на фронте совершил 196 боевых вылетов. Последний - 9 мая 1945 года, уже после объявления о капитуляции немецко-фашистских войск - по остаткам группировки врага в районе города Данциг (ныне - Гданьск, Польша).

    Уже после победы старшему лейтенант Лилину были вручены два полководческих ордена: Богдана Хмельницкого 3-й степени (за 140 вылетов) и Александра Невского. Последний в какой то степени подвел итог боевой работе штурмана за военные годы.

    Из наградного листа к ордену Александра Невского: "…Боевые задания за представляемый к награде период, выполнял ведущим штурманом эскадрильи, которая за этот период соврешила 118 успешных боевых вылетов. Боевые задания выполнялись с низких высот, при сильном противодействии ЗАи ИА противника. Из личной боевой работы, когда тов. Лилин водил в бой эскадрилью, наиболее успешными боевыми вылетами являются: 8.4.45 г. ведущим 8 самолетов, бомбардировал аэродром Нойтиф, где, по данным фотоконтроля, прямыми попаданиями бомб, уничтожено 2 Ме-109, 1 двухмоторный бомбардировщик, 1 батарея ЗА, подавлен огонь 2-х батарей, 57 попаданий по взлетно-посадочной полосе, летное поле выведено из строя. 13.4.45 г. ведущим штурманом 8 самолетов бомбардировал дважды опорный пункт Шудиттен, где, по данным фотоконтроля, разрушено и сожжено 54 здания, 5 автомашин, 13 дзотов, 4 прямых попаданий по траншеям. 7.5.45 г. ведущим группы 4 самолета, бомбардировал опорный пункт Боденвинкель, где уничтожено 11 автомашин, разрушено и повреждено 10 зданий, из них 6 горели"

    По воспоминаниям Лилина, после окончания войны он был представлен к званию Героя Советского Союза, однако вышестоящие инстанции снизили статус награды, вручив ему в 1948 году третий орден Красного Знамени.

    "Был представлен на звание Героя Советского Союза. Тогда ведь давать Героя полагалось за сто пятьдесят дневных вылетов на самолёте "Пе-2". И даже была получена из наградного отдела телеграмма, что из полка нас троих представили к этой награде: меня, Васю Сизова и Мишу Ершова. Причём у Сизова было вообще больше трёхсот пятидесяти вылетов: сто восемьдесят на "Пе-2" и примерно столько же на "У-2". Да и у Миши Ершова примерно столько же. Однако война уже закончилось и, видимо, в наградном отделе решили давать награды выборочно. В результате получилось, что только в 1948-м году мне вместо Героя дали третий орден Красного знамени, а Васе и Мише - по ордену Отечественной войны. К слову, Миша Ершов был лётчиком в моём экипаже, наверное, последние вылетов сто двадцать".

    После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. В 1948 году окончил Краснодарскую высшую авиационную школу штурманов ВВС, после чего служил заместителем штурмана, штурманом 219-го разведывательного полка Дальней авиации. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. Служил начальником разведки, начальником штаба авиационной дивизии в городе Моздоке. Затем был переведён в Смоленск, в 50-ю воздушную армию, сначала был заместителем начальника, затем начальником армейской разведки. В дальнейшем в течение шести лет служил в Арктике заместителем начальника штаба оперативной группы (город Тикси). В апреле 1973 года Лилин вышел в отставку в звании полковника.

    Вернулся в город Смоленск. В течение пятнадцати лет работал директором Смоленского филиала Института повышения квалификации Министерства электротехнической промышленности, затем ещё два года проработал в нём старшим методистом. Активно занимался общественной деятельностью, был основателем военно-исторического музея средней школы № 16 города Смоленска, посвящённого Великой Отечественной войне, дальней авиации и космонавтике.

    Умер 10 февраля 2011 года, Похоронен на Новом кладбище Смоленска.

    Награждён тремя орденами Красного Знамени (21.06.1944, 29.11.1944, 23.02.1948), орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени (31.05.1945), Александра Невского (08.06.1945), Отечественной войны 1-й (30.08.1943) и 2-й (06.04.1985) степеней, Красной Звезды (30.12.1956), медалями, в том числе "За отвагу" (27.01.1943), "За боевые заслуги" (15.11.1950).


  • Источники
    .
  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа".
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа".

  • Ссылки
    - На сайте "Я помню"
    -->