КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ



  • Основание:
    Родилась и выросла в Вичуге.


      







      Яндекс.Метрика  

  • ШЕЛЁВА
    Наталья Яковлевна

    08.09.1914 г. Вичуга, Ивановская обл.
    15.02.1997 г. Москва

    На фронте:
    - командир корабля 1-го транспортного авиационного полка 10-й гвардейской транспортной авиационной дивизии ГВФ, гвардии капитан.

    Родилась 8 сентября 1914 года в селе Вичуга Кинешемского уезда Костромской губернии, ныне город в Ивановской области, в семье потомственных ткачей. После окончания ФЗУ приступила к работе на ткацкой фабрике, включилась в соревнование по почину Е. Виноградовой. Обслуживала одновременно 16 станков. В 1930-е годы прозвучал призыва ЦК ВЛКСМ "Молодежь - на самолёты!"

    В 1933 году по комсомольской путевке была направлена в Тамбовскую лётную школу, которую успешно закончила в 1935 году, получив звание пилота. Лётную работу начала в Украинском управлении Гражданского воздушного флота (ГВФ). Летала на бипланах У-2, потом командиром самолёта "Сталь-3". Выполняла рейсовые полёты из Киева в Харьков, Ростов, Одессу, Сталино (Донецк), Днепропетровск. Посднее освоила самолёт конструктора К.А. Калинина К-5 и летала с пассажирами на борту из Киева в Москву. Экипаж у неё был комсомольский, вторым пилотом - Аня Бурякова.

    В конце 1939 года переведена в эскадрилью особого назначения в Москву. Переучилась на 4-моторный на Г-2, 2-х моторный скоростной ПС-40.

    Участник Великой Отечественной войны. В июне 1941 года в составе ГВФ были сформированы 6 авиагрупп особого назначения, в т.ч. Московская авиагруппа (МАОН). В составе МАОН была эскадрилья связи №2, которая вскоре была преобразована в Особую авиагруппу связи ГВФ. Осенью 1942 года переформирована в 3-ю отдельную авиадивизию связи ГВФ. Летчики дивизии выполняли задания Главного управления связи Красной Армии: обеспечивали связь Генштаба со всеми штабами фронтов, доставку фельдпочты, транспортировку аппаратуры, принимали участие в перебазировании воинских частей, вывозе раненых.

    Младший лейтенант Шелева служила командиром звена По-2, на заврешающем этапе войны в составе 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ была командиром корабля Ли-2. За годы Великой Отечественной войны совершила 226 боевых вылетов на линию фронта. Войну закончила в звании капитана.

    После войны продолжала работу в транспортной авиации. Она является первой женщиной в СССР, которая стала командиром корабля самолёта Ил-12. Экипаж, руководимый командиром корабля Н.Я. Шелевой, неоднократно занимал почётные места во всесоюзных соревнованиях подразделений Аэрофлота. Принимали участие в стахановских полётах по маршруту Москва - Хабаровск, отрабатывая безопасность, регулярность, экономичность и высокое качество полётов. Экипаж Н. Шелевой облетел все страны народной демократии и производил посадки на аэродромах большинства европейских стран.

    В 1950 году она по праву заняла место среди лётчиков-"миллионеров", а затем за время немногим более года, в канун Международного женского дня в 1951 году, Шелева завершила налёт ещё 500 тысяч километров. За 20 лет безаварийной лётной работы налетала 2 млн км, около 8000 часов провела в полётах. После ухода с летной работы много лет трудилась в службах движения и информации Внуковского аэропорта.

    Жила в городе Москва. Скончалась 15 февраля 1997 года.

    Награждена орденами Великой Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985) и "Знак Почета", медалями, в том числе "За боевые заслуги", "За оборону Москвы", "За взятие Кенигсберга". .


  • Источники
    - Союз "Авиатриса" - Москва, "Патриот", 2017 -с. 307-309
  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа".
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа".

  • Ссылки
    -