|
ВАСЬКИН Иван Иванович
14.06.1914 г. Иваново
16.08.1973 г. Белгород
На фронте: - штурман звена, эскадрильи 3-го / 18-го гвардейского авиационного полка дальнего действия, гвардии капитан/майор.
Родился 14 июня 1914 года в городе Иваново-Вознесенск (местечко Отрадное). Русский. Родители работали на ткацких фабриках города. Отец Васькин Иван Никитович после стачек и выступлений ивановских ткачей сидел в царской тюрьме. Во время Гражданской войны, когда большинство фабрик не работали, семья переехала в Рязанскую область, в поселок Елатьма.
Здесь юноша в 1930 году окончил школу-семилетку. В 1936 году окончил Московский политехникум имени Моссовета по специальности "техник-лесотехнолог". С июля 1936 года работал начальником деревообделочного цеха мебельной фабрики в городе Егорьевск (Московская область).
В 1937 году был призван в Красную Армию. По комсомольскому призыву поступил в военную авиацию. В 1938 году окончил Чкаловскую военную школу штурманов. Службу лейтенант Васькин проходил штурманом корабля, звена 60-го скоростного бомбардировочного авиаполка
В составе полка принимал участие в ходе войны с Финляндией 1939-1940 годов, награжден орденом Красной Звезды. С января 1941 года учился в Высшей военной школе штурманов в городе Рязань.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Боевой путь начал в рядах 100-го бомбардировочного авиаполка в качестве штурмана звена, штурмана эскадрильи. Летал на бомбардировщиках ДБ-3. В августе 1941 года полк был расформирован.
К осени 1941 года лейтенант Васькин воевал в составе 750-го тяжелого ночного бомбардировочного авиаполка.
В ночь на 28 ноября 1941 года экипаж, в составе которого был лейтенант Васькин, с боевого задания по бомбардировке аэродрома Витебск не вернулся. Над целью бомбардировщик был обстрелян зенитной артиллерией, подвергся атаке истребителей и был подбит. Попытка перетянуть линию фронта не удалась. В районе города Велиж (Смоленская область) самолет рухнул на землю. Спас экипаж глубокий снег и мастерство пилота Тарасенко. При попытке выйти к своим летчики вступили в бой с полицаями, отстреливались до последнего патрона, все четверо были ранены. Васькин получил тяжелое ранение в голову. Был направлен в Велижскую больницу, где лежали пленные советские солдаты и офицеры.
Из рассказа дочери Марины Васькионой по воспоминаниям отца: "…за ним хорошо ухаживали и на рождество, когда охрана напилась, нянечки нарядили его в женскую одежду, медсестра Тамара Турик вывела его из больницы и из города. На окраине их ждали подростки с лыжами и сухарями. Тамара вывела его к партизанам, шли долго, чуть не замерзли. Тамара вернулась в больницу. В партизанском отряде долечился, когда фронт подошел ближе и смог хорошо самостоятельно передвигаться, партизаны помогли перейти линию фронта в зоне действия стрелкового полка, пошли в штаб.
Полк был в наступлении на г.Велиж, дали солдатскую форму-воюй. Сражался в составе разведгруппы, ходил в немецкий тыл. В одной операции с боем остановили немцев-мотоциклистов, в коляске был немецкий штабной офицер с картами, его то разведчики и привели в штаб своего полка. Наступление остановилось, особисты занялись папой и отправили его в специальный проверочный лагерь"
Под Велижем принимал участие в боевых операциях в рядах 1193-го стрелкового полка 360-ой стрелковой дивизии: ходил в разведку и доставил в штаб полка ценные сведения о расположении противника, численность войск противника, что подтверждается выданной справкой штабом полка. Проел проверку в спецлагере НКВД в городе Суздаль. В мае 1942 года был направлен на фронт.
По возвращении в свою часть с июля 1942 года, несмотря на полученное тяжелое ранение, продолжил выполнение боевых заданий. В августе-сентябре 1942 года выполнил 4 боевых вылета в глубокий тыл противника: дважды на Берлин, также на Варшаву и на Галац. Летали на Ил-4 на пределе человеческих возможностей и технических возможностей самолета. В сентябре 1942 года представлялся к награждению орденом Красного Знамени. Представление не реализовано, возможной причиной стало пребывание на оккупированной территории.
В августе 1942 года полк был преобразован в 3-й гвардейский. К апрелю 1943 гвардии капитан Васькин воевал штурманом звена 3-го гвардейского авиационного полка дальнего действия. К этому времени на его счету было уже 79 боевых вылетов, из них 67 ночных. Был представлен к награждению орденом Ленина.
Из наградного листа: "…Боевые задания в большинстве своем выполнялись хорошо. Отличный штурман, в совершенстве владеет современными средствами радионавигации и ночным самолетовождением в сложных метеоусловиях, потери ориентировки не имел. …[далее деется описание событий в ноябре-декабре 1941 и возвращения в часть]. … 9 января с.г. будучи подбит с-т над целью ЗА противника в районе Б.-Россошка - Сталинград штурман Васькин с горящего самолета выпрыгнул с парашютом и приземлился в 900 метрах от линии вражеских окопов и невредимым возвратился свою часть и обратно приступил к боевой работе. Энергичный волевой и культурный командир. В воздухе инициативен, смел и решителен при выполнении боевых задач. Радиосвязь самолета с землей при боевой работе поддерживается бесперебойно".
В мае 1943 года из состава полка был развернут еще один полк: 18-й гвардейский. Экипаж капитана Матасова, в составе которого летал штурман Васьеин, был переведен в новый полк. Здесь в августе 1943 года гвардии капитан Васькин получил назначение на должность штурман эскадрильи.
К октябрю 1943 года произвел 180 боевых влетов и был представлен к награждению орденом Красного Знамени.
Из наградного листа: "…После последнего награждения произвел 73 боевых вылета по бомбардированию ж.д. узлов, аэродромов, мотомехчастей, эшелонов и скопления воска противника в районах боевых действий: Орел, Карачев, Смоленск, Брянск, Нежин, Витебск, Полтава, Шаталово, Боровское, Киев и др. Отличный штурман, обладает большим опытом штурманской работы. Нередко помогает летчику в самые опасные минуты, при выполнении б\заданий проявляет спокойствие и мужество так например:
14 октября 1943 г. при выполнении б\задания по бомбардированию арт. позиций противника в районе Орша д. Осташковичи их самолет был встречен сильным зенитным артиллерийским огнем противника, несмотря на огромную насыщенность огня штурман Васькин точно вышел на цель и сбросив бомбы поразил позиции противника в результате чего артиллерийский огонь прекратился. В июне месяце 1943 г. при выполнении б/задания с молодым летчиком старшиной Пожидаева отлично выполнив задачу экипаж возвращался на свой аэродром, который блокировался истребителями противника. Их самолет был атакован немецким истребителем, в результате чего он был поврежден и требовалась немедленная посадка. Ясно оценив обстановку капитан Васькин указав летчику что надо делать, члены экипажа вовремя покинули самолет, а летчик произвел посадку, благодаря чего была спасена машина и весь экипаж.
Несмотря на тяжелое состояние здоровья (тяжело ранен в голову) и неоднократное требование врачей об отстранении его от полетов, он продолжает беспрерывно, самоотверженно выполнять боевую работу. В совершенстве владеет современными средствами радионавигации и ночным самолетовождением в сложных метеоусловиях".
В ноябре 1943 года врачи добились своего, и офицер был направлен в госпиталь. Вышел с заключением об ограниченной годности к летной работе. Вернулся в свой полк в марте 1944 года, назначен на нелетную должность: заместитель начальника штаба по оперативной части. Но и в этой нелетной должности произвел два боевых вылета ночью в качестве штурмана экипажа.
Всего за период боевой работы совершил 144 боевых вылета, в том числе 132 ночью. Уж после Победы гвардии майору Васькину был вручен последний боевой орден отечественной войны 1-й степени.
После войн продолжал службу в дальней авиации. С апреля 1946 года - начальник штаба 183-го гвардейского бомбардировочного полка дальней авиации. В декабре 1948 года уволен в запас.
Из воспоминаний Героя Советского Союза Решетникова В.В. (командира 183-го гвардейского бомбардировочного полка дальней авиации): "Изъяли всех, кто побывал - долго ли, немного - в немецком плену. Одних отпустили "с богом", тем они были счастливы, другим припаяли срок. После того, как в нашем полку пошуровал новый член Военного совета Дальней авиации генерал Веров, человек наглый и нравственно нечистоплотный, изгнали оклеветанными как "презренных пленников" двух командиров эскадрилий - Смирнова и Тонких, а за ними и начальника штаба полка, боевого штурмана Ивана Ивановича Васькина. Все они в разное время оказались сбитыми над территорией противника, но на совесть их не пало ни единого пятнышка вины - ни перед людьми, ни перед властью. А была бы - так просто не отпустили бы. Нет, перед властью, выходит, была, раз она им плена простить не сумела".
Осколки в голове от ранения того полета 1941 года никуда не делись, летал с ними и служил с честью своей Родине. Оформили инвалидность 2-й группы, в 35 лет. Мелкие осколки из раны на щеке от ранения в 1941 года выходили до самой смерти.
На постоянной место жительства приехал в город Тамбов, работал начальником ремонтно-строительной конторы. В 1956 году окончил Тамбовский педагогический институт по специальности преподаватель истории, диплом с отличием.
В 1956 году с семьей переехал в город Белгород. Работал преподавателем политэкономии в Белгородском строительном техникуме. С сентябре 1960 года - старшим преподавателем политэкономии в Белгородском филиале Всесоюзного заочного финансово-экономического института.
Умер 16 августа 1973 года, похоронен в городе Белгород.
Награжден орденами Ленина (27.07.1943), Красного Знамени (27.12.1943), Отечественной войны 1-й степени (02.06.1945), Красной Звезды (01.05.1940), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (30.04.1947), "3а оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За оборону Ленинграда", "За взятие Будапешта".
.
Источники
- Рукопись воспоминаний дочери ветерана Васькиной Марины Ивановны
- Решетников В. В. Что было — то было. — М.: Эксмо, Яуза, 2004
- Киньдюшев И. И. К победным рассветам. — М.: Воениздат, 1978
- Тихомолов Б.Е. Небо в огне. — Краснодар: Книжное издательство, 1972
Документы
- Документы на сайте "Память народа".
- Наградные листы на сайте "Подвиг народа".
Ссылки
- На сайте "Бессмертный полк "
- На сайте "Авиаторы второй мировой"
|