КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ



  • Основание:
    Родился и вырос в Шуйском районе.


       





      Яндекс.Метрика  

  • СУШИН
    Николай Иванович

    22.02.1910 д. Трясцыно, Шуйскйи р-н, Ивановская обл.
    30.07.1980 г. Шуя, Ивановская обл.

    На фронте:
    - командир корабля Пе-8 890-го / 25-го гвардейского авиационного полка дальнего действия, майор.

    Родился 22 ноября 1910 года в деревне Трясцыно Шуйского уезда Владимирской губернии, ныне - Шуйского района Ивановской области в крестьянской семье. В 1927 году он окончил 7 классов неполной средней школы в городе Шуе и продолжил учебу в Шуйской школе повышенного типа.

    В Красной Армии с 1929 года. В декабре 1929 года поступил в Вольскую объединенную школу летчиков и авиатехников, где в течение года получил теоретическую подготовку. В 1931 году он продолжил учебу в 3-й военной школе летчиков и летчиков-наблюдателей им. Ворошилова в городе Оренбург. В школе готовили пилотов на самолеты Р-1 и Р-5.

    В мае 1932 года, после успешного окончания летной школы, младший летчик Николай Сушин был направлен для дальнейшего прохождения военной службы в 26-ю тяжелую бомбардировочную авиационную бригаду, которая в то время базировалась на Дальнем Востоке. Вскоре был переведен в 21-ю тяжелую бомбардировочную авиационную бригаду, дислоцирующуюся в Ростове-на-Дону.

    В бригаде стояли на вооружении бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 конструкции А.Н. Туполева. Николай Суши быстро освоил новый тип самолета и вскоре летал командиром корабля ТБ-3. Обладая высокой техникой пилотирования, выполнял обязанности инструктора. В 1934 году он в качестве инструктора выполнял проверочные полеты с выпускником Луганской летной школы Николаем Гастелло. Проходя службу в одном и том же полку Ростовской авиабригады, Сушин и Гастелло стали друзьями. В мае 1936 года принимали участие в воздушном параде над Красной площадью в Москве.

    Летом 1937 года экипажи самолетов ТБ-3 из состава бригады участвовали в маневрах под Харьковом, где провели десантирование парашютистов, которые захватили небольшой аэродром. В августе экипажи бригады вылетели под Ленинград на летно-тактические учения. На этих крупнейших учениях особо отличились экипажи Сушина Н.И., Иванова к.Н., Гастелло Н.Ф., Локтионова Ф.В. и несколько других экипажей.

    Осенью 1937 года экипаж Сушкина в числе других экипажей из состава бригады под командованием командира отряда майора Захарова, были направлены в Китай для выполнение интернационального долга. Самолеты вылетели по маршруту Ростов-на-Дону - Оренбург - Фрунзе - высокогорная площадка в горах Памира на высоте 3485м (СССР). После отдыха на высокогорном аэродроме экипажи ТБ-3, груженные топливом и боеприпасами, выполнили перелет на аэродром Урумчи в провинции Сяньцзянь. При посадке самолет Николая Сушина из-за плохого состояния взлетно-посадочной полосы выкатился за ее пределы и загорелся. Самолет и груз полностью сгорели. Вернувшись на базу экипаж Сушина занимались перегонкой оставшихся в эскадрилье самолетов ТБ-3 на аэродром в Полтаву.

    В 1938 году бригада была преобразована в 1-й отдельный тяжелый бомбардировочный авиационный полк. В 1939-1940 годах экипажи полка участвовали в советско-финской войне, освобождении Прибалтики и Бессарабии. За это время заочно окончил командирский факультет Военно-воздушной академии.

    Великую Отечественную войну капитан Сушин начал в должности командира отряда. Полк вошел в состав ВВС Западного фронта и начал наносить бомбовые удары по наступающему противнику. Полеты выполнялись в основном ночью: на бомбардирование колонн живой силы и техники противника в районе Бобруйска, аэродрома в районе Пепеля, переправы через Березину. Экипажи совершали боевые вылеты без прикрытия истребителей и несли потери.

    В августе 1941 года в составе четырех экипажей ТБ-3 переведен в распоряжении авиации Северо-Западного фронта для выполнения специального задания - сбросить оружие, боеприпасы и снаряжение партизанам в районе города Старая Русса. В дальнейшем эти экипажи стали основой 21-й отдельной тяжелобомбардировочной авиационной эскадрильи. Командиром авиаэскадрильи был назначен майор Радионов П.И., его заместителем - капитан Сушин Н.И.

    В октябре 1941 года в очередном боевом вылете самолет Сушина был подбит. Летчик довел поврежденную машин до своего аэродрома, но посадка была неудачной: самолет разбит, а все члены экипажа получили ранены. К этому времени имел на своем счету 44 боевых вылета. В декабре 1941 года награжден орденом Красного Знамени.

    После госпиталя был направлен в другую часть, освоил новый тип самолета - тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7). Дальнейший боевой путь продолжил в рядах сформированного в мае 1942 года 890 авиационного полка дальнего действия. В сентябре 1942 года 890-й авиационный полк дальнего действия интенсивно действовал на Сталинградском направлении, нанося удары по ближним и средним целям.

    К концу 1942 года произвел 108 боевых вылетов на ТБ-3 и Пе-8, за смелость, мужество, находчивость и инициативу в бою был представлен к награждению высшим советским орденом - орденом Ленина.

    Из наградного листа: "Майор Сушин за время Отечественной войны сделал 108 ночных боевых вылетов на самолетах ТБ-3 и Пе-8, В Отечественной войне участвует с первых дней. Летал на дальние цели в глубокий тыл врага, по городам Кенигсберг - 3 раза, Варшава - 2 раза и Данциг. Бомбардировал жел. дор. узлы Смоленск - 5 раз, Курск-Орел - 7 раз. При бомбардировании ж.д. узла Рослаель 26 сентября 1942 г. со штурманом майорам Кирющенко, прямым попаданием тяжелой бомбы поджег 2 эшелона, проявил настойчивость - сделал под огнем зениток 5 заходов и при последнем заходе, сброшенными бомбами вызвал сильный взрыв в западной части ж.д, узла. Проявил инициативу, подавляя ЗА противника интенсивным огнем из всех пушек и пулеметов корабля, что дало эффективные результаты, так как ряд прожекторов противника перестали светить. Имеет ряд попетов на Сталинградском фронте. Отлично водит корабль ночью в облаках. Техника пилотирования тяжелым кораблем хорошая".

    В апреле 1943 года его перенацелили на поддержку войск Ленинградского фронта, Летом 1943 года, во время Курской битвы, полк всей своей бомбовой мощью обрушился на железнодорожные узлы городов: Орел, Белгород, Брянск, Карачев. В сентябре 1943 года полк стал гвардейским и был переименован в 25-й гвардейский авиационный полк дальнего действия.

    26 мая 1943 года майор Сушин на самолёте Пе-8 с пятитонной бомбой на борту участвовал в налёте на Берлин.

    В ночь на 15 июля 19434 года во время выполнения боевого задания на бомбардировку ж.д. узла Орел самолет майора Сушина был подбит, экипаж покинул горящий самолет над оккупированной территории. В часть вернулся только командир корабля и продолжил боевую работу.

    В июне 1944 году в полку началось переучивание летных экипажей на бомбардировщик B-24. Весной 1945 года личный состав полка занимался восстановлением и перегонкой севших на вынужденные посадки в Венгрии, Югославии и Польше американских бомбардировщиков В-17 и В-24. Последние авиационные удары входе войны полк наносил по Кенигсбергу.

    Всего за период войны майор Сушин выполнил более 170 боевых вылетов. За боевые успехи на завершающем этапе Великой Отечественной войны майор Сушин был награжден орденом Красной Звезды.

    В января 1946 года был уволен из Вооруженных сил в запас.

    После войны работал в полярной авиации. На самолетах С-47 и Ли-2 совершал полеты на Новую Землю, Новосибирские острова, остров Врангеля. За годы службы в авиации общий налет на различных типах самолетов составил 3357 часов, из них ночью - 875 часов.

    После завершения летной карьеры вернулся в родной город Шую и стал портным. Умер 30 июля 1980 года. Похоронен на городском кладбище "Осиновая гора".

    Награжден орденами Ленина (31.12.1942), Красного Знамени (30.11.941), Красной Звезды (30.04.1945), медалями, в том числе "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда". .


  • Источники
    - Бабайкин В. Герой ночных бомбовых ударов // Местный спрос - 2015 - 28 апреля
    - Патрикеев А.А., Смирнов И.Ю. Бессмертный полк земли Шуйской. Кн. 3 - Иваново, 2020 - С. 263-268
    . - Пусэп Э.К. Тревожное небо. Таллин "Ээсти раамат", 1978.
    - Орлов Ф.Н. Месть "Голубой двойки": Чувашское книжное издательство, 1966.

  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа".
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа".

  • Ссылки
    - На сайте "Авиаторы второй мировой"
    -->