|
СУВОРОВ Владимир Иванович
09.11.1922 д. Зубцово Кинешемский р-н, Ивановская обл.
27.04.1993 г. Кинешма
На фронте: - командир звена 185-го истребительного авиационного полка/ летчик 1-го перегоночного авиационного полка, старший лейтенант.
Родился 9 ноября 1922 года в деревне Зубцово Кинешемского района Ивановской области. Русский. Окончил школу и Кинешемский аэроклуб.
В феврале 1940 года добровольцем через Кинешемский райвоенкомат поступил на службу в Красную Армию. Направлен в школу летчиков. В июне 1941 года окончил Сталинградскую авиационную школу лётчиков.
Был направлен в 185 истребительный авиаполк, где и встретил начало войны. Полк начал свою историю перед войной, но только в августе 1941 года закончил формирование. Получил на вооружение истребители МиГ-3.
В октябре-декабре 1941 года действовал на Ленинградском фронте. В декабре полк был передан в состав Волховского фронта. В декабре за отличия в боях по защите Тихвина полк награжден орденом Красного Знамени. Таким же орденом награжден и младший лейтенант Ягодкин.
Из наградного листа: "В дни Отечественной войны мл. лейтенант Суворов показал себя подлинным сыном нашей родины, бесстрашный летчик истребитель. Два раза самолет его был подбит, оба раза он спасался на парашюте. Имеет 91 боевой вылет, участвовал в 10 воздушных боях, сам лично сбил 1 самолет противника ив группе с другими 3 самолета. В боях за город Тихвин имеет 22 боевых вылета, сбил 1 самолета противника. Участвовал в одной штурмовке по наземным войскам противника и 3-х воздушных боях. Молодой летчик, окончивший школу в дни объявления войн показывает образцы отваги".
На Волховском фронте лейтенант Суворов к марту 1942 года произвел 55 боевых вылетов (общий счет составил 91 боевой вылет), участвовал в 12 воздушных боях и 7 штурмовках по наземным войскам противника. В мае 1942 года награжден орденом Красной Звезды.
В марте 1942 года был выведен в тыл на доукомплектование. В 22-м запасном авиаполку получил и освоил новую технику - самолеты Р-39 "Аэрокобра". С 29 июня 1942 года полк вновь приступил к боевой работе, теперь в составе Воронежского фронта.
Здесь лейтенант Суворов уже командовал звеном и заслужил третий боевой орден - Отечественной войны 2-й степени.
Из наградного листа: "…С 29 июня 1942 г. вновь находится на фронте борьбы против германских захватчиков. За это время имеет 26 боевых вылетов, участвовал в 3 воздушных боях, сбил лично 2 самолета рпотивнкиаМе-110 и 1 самолет Ме-109Ф. Бесстрашный летчик, инициативный командир, умело дерется с противником".
Эти бои стали для старшего лейтенанта Суворова последними. Всего на фронте совершил более 200 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 4 самолета противника и 3 в группе.
В августе 1942 года полк был вновь отозван с фронта в Иваново, расформирован, а личный состав был направлен в формирующуюся здесь 1-ю перегоночную авиадивизию ГВФ, предназначенную для перегона самолетов, поступавши из США по программ е "ленд-лиза".
С августа 1942 года старший лейтенант Суворов работал на трассе перегона "АлСиб" (Аляска - Сибирь). Сначала в рядовым летчиком в составе 2-го перегоночного авиаполка перегонял истребители на втором участке трассы, от Уэлькаля до Сеймчана - 1450 километров - проходил над безлюдной Центральной Чукоткой и Колымским хребтом.
С октябре 1943 года переведен в 1-й перегоночный авиаполк командиром звена. Летчики этого полка получали самолеты в США, в штате Аляска и перегоняли их через Берингов пролив на Чукотку. Первый участок трассы от Фербенкса до Уэлькаля протяженностью 1493 километра был одним из самых трудных. На Аляске маршрут пролегал над дремучими лесами долины реки Юкон до города Нома на побережье. Далее через вечно пасмурный Берингов пролив и над пустынной тундрой Восточной Чукотки.
В мае 1944 года был представлен к награждению орденом Красной Звезды. В нагардном листе подводится итог работы летчика на трассе за два года.
Из наградного листа: "…Суворов работает на трассе с начала ее организации. Летает на самолетах истребительного типа. Лично перегнал 112 самолетов, сделав 115 самолето-перегонов. Работает на восточных участках трассы, имя на 10.5.44 г. по участкам трассы следующее количество перегнанных самолетов:
участок Фернбека - Уэлькаль 1545 нм 46 самолетов,
участок Уэлькаль - Саймчан 1405 км 65 самолетов
участок Сеймчан -Якутск - 1174 км 1 самолет.
Общий налет часов на трассе на истребителях 536 часов. В этом числе большой налет на высоте, с применением кислорода, без видимости земли. Суворов к летной работе относится с большим пониманием. Имеет отличную технику пилотирования. Личных аварий и поломок не имеет. За хорошую работу по перегонки, за безаварийность получил от командования полка и дивизия 6 благодарностей. Летный состав вверенного ему звена перегнал на 10.5.44 г. 112 самолетов без крупных поломок и летных происшествий".
Всего к победному маю 1945 года перегнал 176 самолетов истребителей Р-39 "Аэрокобра" и Р-63 "Кингкобра" сообщи налетом 890 часов. Награжден орденом Отечественной войны 1 -й степени.
После войны продолжал службу в ВВС: командир звена, заместитель командира авиационной эскадрильи, командир эскадрильи, заместитель командира полка по летной подготовке. Уволен в запас в 1960 году в звании подполковника.
Жил в городе Кинешма. Умер 27 апреля 1993 года.
Награжден орденом Красного Знамени (03.02.1942), Отечественной войны 1 степени (23.06.1945), двумя орденами Отечественной войны 2 ст. (02.01.1943, 11.03.1985), двумя орденами Красной Звезды (19.05.1942, 19.08.1944), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).
Источники
- Филиппов В., Негенбля И. Книга Памяти Красноярской воздушной трассы, 1942-1945. - Красноярск : Изд-во Поликор, 2016.
Документы
- Документы на сайте "Память народа".
- Наградные листы на сайте "Подвиг народа".
Ссылки
- На сайте Letopisi.Ru — «Время вернуться домой» -->
|