|
ЯГОДКИН Павел Степанович
02.01.1921 д. Чертовищи, Вичугский р-н, Ивановская обл.
03.10.1984 г. Калуга
На фронте: - командир звена 185-го истребительного авиационного полка/ летчик 1-го перегоночного авиационного полка, старший лейтенант.
Родился 2 января 1921 года в деревне Чертовищи Вичугского района Ивановской области в семье рабочего. Русский. Окончил Чертовищенскую начальную школу, затем в Старовичугскую среднюю школу № 5. Участь в школе, в 1938-1939 годах учился в Вичугском аэроклубе.
В феврале 1940 года добровольцем через Вичугский райвоенкомат поступил на службу в Красную Армию. Направлен в школу летчиков. В июне 1941 года окончил Сталинградскую авиационную школу лётчиков.
Был направлен в 185 истребительный авиаполк, где и встретил начало войны. Полк начал свою историю перед войной, но только в августе 1941 года закончил формирование. Получил на вооружение истребители МиГ-3.
В октябре-декабре 1941 года действовал на Ленинградском фронте. В декабре полк был передан в состав Волховского фронта. В декабре за отличия в боях по защите Тихвина полк награжден орденом Красного Знамени. Таким же орденом награжден и младший лейтенант Ягодкин.
Из наградного листа: "В дни Отечественной войны с кровавым фашизмом проявил себя бесстрашным летчиком-истребителем. В воздушных боях ведет себя храбро и бьет врага с большевистским умением и отвагой. Имеет 72 боевых вылета, участвовал в воздушных боях, сбил 1 самолет противника, и в группе с другими 3. В воздушном бою был дважды ранен. В борьбе за город Тихвин имеет 20 боевых вылетов, участвовал в 2 воздушных боях сбил 1 самолет противника, участвовал в 4-х штурмовках".
На Волховском фронте лейтенант Ягодкин уже командовал звеном. К февралю 1942 года произвел еще 33 вылета, участвовал в 7 воздушных боях и 4-х штурмовках. В одном воздушном бою был ранен в обе ноги, но, не смотря на это, произвел посадку на своем аэродроме. В апреле и мае 1942 года награжден двумя орденом Красной Звезды.
В марте 1942 года был выведен в тыл на доукомплектование. В 22-м запасном авиаполку получил и освоил новую технику - самолеты Р-39 "Аэрокобра". С 29 июня 1942 года полк вновь приступил к боевой работе, теперь в составе Воронежского фронта
Из наградного листа к ордену Отечественной войны 2-й степени: "…С 29.6.42 г. вновь находился на фронте. За период с 29.6.42 г. по 12.7.42 г. имеет 34 боевых вылета, участвовал в 5 воздушных боях. В боях под Воронежем сбил 1 самолет противника самостоятельно и в группе с товарищами 10 самолетов противника. В бою бесстрашен, находчив, инициативен".
Эти бои стали для старшего лейтенанта Ягодкина последними. Всего на фронте совершил 180 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 2 самолета противника и 12 в группе.
В августе 1942 года полк был вновь отозван с фронта в Иваново, расформирован, а личный состав был направлен в формирующуюся здесь 1-ю перегоночную авиадивизию ГВФ.
Старший лейтенант Ягодкин был зачислен в 1-й перегоночный авиаполк лётчиком-перегонщиком истребителей, поступающих из США в СССР по ленд-лизу. Полк работал на самом начальном этапе трассы "АлСиб" (Аляска - Сибирь): летчики получали самолеты в США, в штате Аляска и перегоняли их через Берингов пролив на Чукотку.
Первый участок трассы от Фербенкса до Уэлькаля протяженностью 1493 километра был одним из самых трудных. На Аляске маршрут пролегал над дремучими лесами долины реки Юкон до города Нома на побережье. Далее через вечно пасмурный Берингов пролив и над пустынной тундрой Восточной Чукотки.
Уже в сентябре 1943 года за образцовую и самоотверженную работу по перегонки самолетов в сложных условиях был представлен к награждению орденом Красной Звезды, награжден медалью "За боевые заслуги".
Из наградного листа: "…За время пребывания в 1-м пап перегнал 30 самолетов с Аляски в СССР без всяких происшествий. Пилотированием самолетов П-40, П-39 овладел отлично".
В мае 1944 года был вновь представлен к награде - ордену Красной Звезды.
Из наградного листа: "…После первого награждения старший лейтенант Ягодкин на участке Фербенкс - Уэлькаль, протяжением 1520 км, перегнал 62 самолета Р-39 без летных происшествий. Летает грамотно и уверенно. Материальную часть самолета Р-39 знает отлично. Техника пилотирования отличная. Летает на самолетах: И-16, МиГ-3 -39 Р-40. Общий налет часов имеет 925, из них на трассе 611 часов".
Служил в 1-м перегоночном авиационном полку по октябрь 1945 года. Затем продолжал службу в частях истребительной авиации: заместитель командира эскадрильи 68-го гвардейского истребительного авиаполка, 28-го гвардейского истребительного авиаполка - помощник старшего штурмана 97-й истребительной авиадивизии. С марта 1952 года- штурман командного пункта дивизии. В октябре 1956 года по болезни уволен в отставку в звании майора.
Жил в городе Калуга. С 1968 году работал технологом на Калужском заводе автомотоэлектрооборудования. Умер 3 октября 1984 года.
Награжден орденами Красного Знамени (03.02.1942), Отечественной войны 2-й степени (20.01.1943), четырьмя орденами Красной Звезды (19.05.1942, 01.04.1942, 05.11.1944,26.10.1955), медалями, в том числе двумя "За боевые заслуги" (02.09.1943, 28.02.1945).
Источники
- Филиппов В., Негенбля И. Книга Памяти Красноярской воздушной трассы, 1942-1945. - Красноярск : Изд-во Поликор, 2016.
Документы
- Документы на сайте "Память народа".
- Наградные листы на сайте "Подвиг народа".
Ссылки
- На сайте Сунженского сельского поселения -->
|