|
РАЗУМОВ Владимир Маркович
28.08.1923 г. Николаев, Украина.
17.09.2015 г. Москва
На фронте: - командир звена 4-го истребительного авиационного полка, лейтенант.
Родился 28 августа 1923 года в городе Николаев Николаевского уезда Одесской губернии Украины, ныне - областной центр Николаевской области Украины. Еврей. Жил в Иваново (ул. 3-я Межевая, д. 6, кв. 10). В 1940 году окончил 9 классов, Ивановский аэроклуб.
В июне 1940 года был призван в Красную Армию Ивановским горвоенкоматом и направлен в Серпуховскую объединённую военную школу пилотов и авиамехаников. Учебу закончил в апреле 1941 года.
Службу начал в 282-м истребительном авиационном полку Харьковского военного округа. В числе десяти лучших выпускников сержант Разумов направлен в формирующийся в Харьковском военном округе 282-й истребительный авиаполк. К началу Великой Отечественной войны полк базировался в г. Кременчуг.
В бой вступил в первые дни войны. Воевать начал на истребителе-биплане И-153 "Чайка", затем на И-16. Первые боевые вылеты летчики полка делали на разведку и штурмовку войск врага. Бои были тяжелые, к августу в полку осталось 12-15 летчиков, из них 8 сержантов, среди них и Разумов.
В одном из вылетов с напарником в бою с четырьмя Ме-109 одержал первую победу - сбил вражеский самолет, второй сбил ведущий залпом реактивных снарядов. В октябре записал на свой счет еще одного вражеского аса. А старшему сержанту Разумову было всего 19 лет.
О боевой работе летчиков полка рассказывали в газетах. В январе 1942 года газета "Правда" писала: "Находчивость и отвагу проявил в боях старший сержант В.М. Разумов. Несколько дней назад над военными объектами города К. появилась пятерка фашистских бомбардировщиков. Врезавшись в центр вражеского строя, старший сержант Разумов привел фашистов в замешательство и отогнал их от города". Неделю спустя, 5 февраля, эта же газета на первой полосе разместила большой групповой портрет летчиков-истребителей полка майора Минаева, на котором были старший сержант Разумов.
К этому времени на счету молодого летчика было уже более 130 боевых вылетов и командир 282 истребительного авиаполка майор Минаев представив старшего сержанта Разумова к званию Героя Советского Союза (в соответствии с приказом наркома обороны тов. Сталина за №0299 от 20.11.1941 г.).
Из наградного листа: "Предан делу партии Ленина-Сталина и Социалистического Родине. Высокодисциплинирован, смелый, решительный летчик. С первых дней Отечественной войны принимает активное участие в разгроме и уничтожении врага. За период боевой работы имеет 132 боевых вылета, при выполнении боевых заданий проявляет исключительную смелость и отвагу. Из 132 вылетов на разведку и штурмовку имеет 41 вылет, всегда представляя ценные разведданные и эффективную штурмовку.
10.12.41 г. штурмовал Харьковский аэродром, в паре с командиром авиаэскадрильи тов. Букаловым сожгли находящийся на аэродроме самолет "Дорнье".
31.12.41 г. в подарок к новому году штурмовал в паре с т. Букаловым Харьковский аэродром, сожжен самолет "Хеншель-126" и автоцистерна с горючим. На обратном маршруте на ст. Основа двумя атаками подожгли железнодорожную цистерну с горючим и взорвали паровоз. По дороге Харьков-Чугуев двумя атаками штурмовали автоклонну до 30 машин с боеприпасами и пехотой. Уничтожили 3 автомашин ыи до 15 автомашин вывели из строя.
1.1.42 г. по дороге Муром на Волчанск четырьмя заходами в паре штурмовали колонну повозок до 50 штук. Пулеметным огнем и снарядами РС уничтожили до 20 повозок, колонну рассеяли.
2.1.42 г. штурмовал по дороге Харьков - Чугуев колонну автомашин и подвод противника. Уничтожил 1 штабной автобус, легковую и грузовую атвомашины и до 5 повозок.
3.1.42 г. получил задание на разведку со штурмовкой в р-не Непократая - Печенеги - Ст. Салтов, обнаружил движение автоколонны до 20 автомашин, 100 чел пехоты и до 50 всадников. По обнаруженной колонне произвел 5 атак, уничтожил 3 автомашины, 20 се. Пехоты и 5 лошадей.
4.1.42 г. двумя вылетами штурмовал войска противника в районе Ивановка, Волхов Яр, Анновка, уничтожил 4 автомашины с боеприпасами и пехотой. Третьим вылетом штурмовал колонну автомашины, идущих по дороге Харьков - Липцы, уничтожил до 7 автомашина и у МТС Липцы обнаружил 7 цистерн с горючим, четырьмя атаками все 7 цистерн сжег.
5.1.42 г. тремя вылетами на разведку со штурмовкой по району: Волохов Яр, Чугуев, Муром, Непокрытая, Харьков, Липцы при 15 атаках уничтожил до 10 автомашин 8 повозок и 50 солдат и офицеров.
6.1.42 г. двумя вылетами штурмовал вражеские автоколонны по дороге Чугуев-Харьков, уничтожил до 7 автомашин и 20 чел. пехоты.
С переходом в наступление частей ЮЗФ тов. Разумов ежедневно выполняет задания на штурмовку и разведку, взаимодействуя с нашими наземными частями, делая по 4-5 вылетов в день при температуре 20-30 градусов мороза. Прикрывая объект оборонного значения и наши войска тов. Рвзумов трижды идя на самопожертвование, вступал в бой один против 5-6 вражеских стервятников на давая возможности бомбить прикрываемый объект.
8.1.42 г. при налете на ж.д. узел Купянск пяти Ю-88 т. Разумов, находясь в воздухе, врезался в строй вражеских самолетов, огнем своих пулеметов расстроил и отогнал от цели вражеские самолеты, при попытке бомбить по скоплению груженных эшелонов, находящихся на станции. Один вражеский самолет, подожженный тов. Разумовым, с горящим мотором пошел от цели с большим снижением.
Четыре раза при воздушных боях и штурмовках самолет тов. Разумова получал до 20-25 пулевых и осколочных пробоин, только умении и хладнокровие то. Разумова спасали боевую матчасть.
За период Отечественной войны тов. Разумов имеет на своем счету два сбитых в воздухе и уничтоженных на земле вражеских самолета, расстреляны пулеметным огнем и снарядами до 70 автомашин с боеприпасами, грузом и пехотой противника, 45 повозок, до 500 солдат и офицеров, 9 цистерн с горючим. Взаимодействуя с наземными частями оказал неоценимую помощь нашим бойцам тов. Кровякова, содействуя во время боя занятию населенного пункта. Бойцы, находящиеся на поле боя с искренней красноармейской благодарностью обратились к летчикам, не зная их фамилий, но зная их героические дела по уничтожению врага. Сопровождая 12 раз к шли обратно наши СБ, последние а так же ведомые истребители, потерь не имели.
Тов. Разумов на самолете И-16 разбросал 12000 листовок к нашему населению и солдатам германской армии. Летает тов. Разумов при сложных метеоусловиях, за весь преиод боевой работы поломок и аварий не имеет.
За проявленный героизм и мужество, готовность к самопожертвованию при выполнении боевого задания в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в соответствии с приказом наркома обороны тов. Сталина за №0299 от 20.11.1941 г как имеющему 132 боевых вылета при эффективной штурмовке тов. Разумов достоин высшей правительственной награды- присвоения звания Герой Советского Союза".
Представление поддержал командир 57-й смешанной авиадивизии, но приказом по войскам Юго-Западного фронта старший сержант Разумов награжден только орденом Красного Знамени.
Причиной снижение награды, по рассказам самого Разумова, мог стать случай, когда он прошел на бреющим над головами командира и комиссара дивизии, когда те находилась на летном поле, мешая посадке самолетов.
В феврале 1942 года в боевом вылете в районе города Купянск получил первое ранение: прямое попадание зенитного снаряда, осколки в ногу и спину. В тяжелом состоянии дотянул до аэродрома и посадил поврежденный самолет. В апреле после выздоровления вернулся в свой полк.
В мае 1942 в неравном бою с двумя Ме-109 одного врага сбил залпом реактивных снарядов, но и сам бы подбит и ранен, и снова в ногу, сел ан вынужденную на своей территории. Лечился в том же госпитале, у того же врача в Купянске.
На фронт вернулся только в августе 1942 года, был направлен в 4-й истребительный авиаполк (родной 282-й в июне 1942 года был переформирован в полк связи). В 3-й запасной авиабригаде Приволжского военного округа в составе полка прошел переподготовку на истребители Як-7б, окончил курсы командиров звеньев.
В августе 1942 года полк приступил к боевой работе на Сталинградском фронте. В январе полк в составе 287-й истребительной авиадивзии был передан в состав Южного фронта, и боевые действия не вел.
В середине апреля 1943 года был включен в 4-ю воздушную армию и приступил к боевой работе на Северо-Кавказском фронте. С 19 по 22 апреля младший лейтенант Разумов произвел на истребителе Як-9 три боевых вылета, провел 2 воздушных боя.
22 апреля 1944 года полк потерял двоих летчиков, не вернулся с боевого задания и младший лейтенант Разумов. В полку значился погибшим, домой ушла похоронка. В Книге памяти Ивановской области сохранились соответствующие записи сразу в двух томах: в томе 1 по городу Иваново и в томе 2 по Ивановскому району (одна с ошибочной датой - 22.06.1941).
Несмотря на то, что в полку, дивизии и учетных документах безвозвратных потерь личного состава Разумов числится как не вернувшийся с боевого задания командир полка 30 апреля 1943 года представил его к награждению орденом Красной Звезды за активное участие в боях на Северо-Кавказском фронте, которым он и был награжден (отмети о том что награжден посмертно не было). А в июне 1944 года награжден и медалью "За оборону Кавказа".
В наградных документах указано, что Разумов имеет 10 сбитых в составе групп самолетов. Сам он писал, что за два года боевых действий произвел 176 боевых вылетов и лично сбил 8 лично сбитых немецких самолетов врага.
В том боевом вылете 22 апреля летчик остался жив, сбил 2 самолета врага но и сам был сбит над вражеской территорией и раненый попал в плен.
Вот как писал о том дне сам Владимир Разумов: "Вижу уже две пары "мессеров", они заходят нам в хвост. Разворачиваюсь. Ведомый, вместо того чтобы следовать за мной, полупереворотом уходит вниз. Остаюсь один над немецкой территорией. Один "мессер" отвлекает меня сверху, а другой атакует снизу. Разгадал их намерение: убрал газ и дал ногу. Нижний выскакивает перед носом моего "яка". Промазать просто невозможно: нажимаю гашетку. Немец загорается и падает. Немного легче. Огрызаюсь и виражами тяну на свою территорию. Атакуют меня непрерывно, но и я не дремлю. Подбил второго, он задымил. Разинув рот, слежу: загорится он пли нет. В это время чувствую сильный удар по мотору снизу, и тут же из-под приборной доски вырвалось пламя.
Стараюсь дотянуть до линии фронта, одновременно пытаюсь открыть фонарь. В борту пробоина, и он открылся только наполовину. Надо прыгать. Переворачиваю самолет вверх колесами и кое-как протискиваюсь в щель полуоткрытого фонаря. Делаю затяжку.
Глаза опалило, они слезятся. В кабине я был без очков. Ошибаюсь с высотой открытия парашюта. Раскрываю высоковато, около 1000 метров. Сбиваю огонь с остатков гимнастерки, она тлеет. "Мессеры" стреляют по парашюту, хотят отомстить за двух сбитых. Пробую скользить и в это время в куполе из-за нескольких попаданий образуется огромная дыра. Скользить больше не надо, я и так хорошо падаю. Стремительно набегают земля, деревья. В голове мелькает какая-то глупая мысль: "Как бы ветками не выкололо глаза". Закрываю лицо руками и с большой скоростью врезаюсь в крону лесины.
Опять повезло. Парашют накрыл вершину высокого кипариса. Это смягчило удар, иначе сломал бы ноги. А теперь - нужно немедленно убегать от места приземления. Несусь изо всех сил, пока не задохнулся. Обожженное тело нестерпимо болело, во рту пересохло. Озноб. Порываюсь расстегнуть шлем, перегоревший ремешок лопается сам. Гимнастерка спереди вся сгорела, остатки ее продолжают тлеть. Прощай, орден и партбилет (тогда еще не сдавали документы перед вылетом)".
Ночью вышел к хутору, где был взят в плен румынами. Прошел несколько лагерей, пытался бежать. К апрелю 1945 года содержался в лагере на территории Германии, с приближением союзных войск снова совершил побег и попал к союзникам. Вместе с американскими и английскими летчиками был направлен на лечение в госпиталь в Великобританию. В июле 1945 года с другими советскими военнопленными был депортирован в СССР. В фильтрационном лагере в город Козельск прошел проверку НКВД, бы восстановлен в воинском звании. В ноябре 1946 был демобилизован.
Вернулся в город Иваново. Долечивался в Москве, в Центральном институте травматологии и ортопедии (ЦИТО). Добился у медиков допуск к летной работе и в ноябре 1946 года вернулся в авиацию, в гражданскую.
Приехал в Якутск. Начал летать на По-2. Сначала перегонял самолеты из Казани в Якутск, затем работаю на линии Олёкминск - Якутск, затем обслуживал район Якутск - Курунг-Юрях - Югорёнок, стал командиром звена самолетов По-2. Позже летал в санитарном звене. В дальнейшем освоил Ли-2, Ил-14, Ан-12. Прошел путь от второго пилота до командира отряда.
В 1967 году переведен в Москву, в управлении полярной авиации пилотом-инструктором на самолетах Ан-12. В 1970 году перешел вторым пилотом пассажирского лайнера Ту-114 в Московское управление транспортной авиации. В 49 лет окончил среднюю вечернюю школу, утвержден командиром судна. Два года летал командиром воздушного судна. до повсеместного описания Ту-114. В феврале 1976 года вернулся в Якутск, работал пилотом-инструктором на Ан-12. Первым открывал полеты этих машин на станции "Северный полюс-23" и "Северный полюс-23". Ушел с летной раоты с выходом на пенсию в 1980 году. Отдал авиации сорок лет жизни
Жил в городе Москве. Умер 17 сентября 2015 года.
Награжден орденами Красного Знамени (23.02.1942), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (01.05.1943), медалями.
Источники
- - На сайте Котляревская И.В. Человек из породы Маресьевых (сайт города Кременчуг)
- Негенбля И.Е. Авиаторы Якутии в годы войны. Якутск : Медиа-холдинг "Якутия", 2015. - С. 226-241
- Негенбля И.Е. Авиаторы Якутии в годы войны. Москва: Воениздат, 1995 - С. 207-223
Документы
- Документы на сайте "Память народа".
- Наградные листы на сайте "Подвиг народа".
Ссылки
- На сайте jewmil.com - Интернет-проект по увековечиванию памяти воинов - евреев.
- На сайте Бессмертный полк. Москва.
|