КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ /



  • Основание:
    Родился в Палехском районе.


      
     






      Яндекс.Метрика  

  • ЛУКЬЯНОВ
    Сергей Александрович

    22.09.1914 д. Григорово, Палехский р-н, Ивановская обл.
    26.02.1999 г. Старый Оскол, Белгородская обл.

    На фронте:
    - летчик, командир эскадрильи 23-го гвардейского авиационного полка дальнего действия, гвардии майор.

    Родился в 1914 года в деревне Григорово Вязниковского уезда Владимирской губернии, ныне - Палехского района Ивановской области. Русский.

    В августе 1935 года был призван в Красную Армию. В 1937 году окончил военную школе летчиков. В начале 1938 года прибыл в 51-ю тяжелобомбардировочную эскадрилью в местечке Боровское, под Смоленском. Одним из первых освоил ТБ-3. В июне 1938 года эскадрилья вошла в состав формирующегося 3-го тяжелобомбардировочного полка.

    В составе полка лейтенант Лукьянов участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию, выполняя транспортные задачи по переброске летно-технического состава перемещающихся ближе к фронту авиационных полков, обеспечению наземных частей горючим, боеприпасами и продовольствием. Полк так же принимал участие в войне с Финляндией 1939-1940 годов.

    С. А. Лукьянов вспоминал: "Из Лодейного Поля, в связи с тем, что наши войска севернее Ладожского озера попали в окружение, пришлось помогать им боеприпасами, горючим, продовольствием. Мне пришлось совершить шесть боевых вылетов в этой войне".

    В дальнейшем полк базировался у города Старая Русса. В ходе боевой учебы в помимо вылетов на бомбометание, тесно работал в частями воздушно-десантных войск, отрабатывал выброску десантников. Участвовал в походе Красной Армии в Бессарабию и Северную Буковину, в военных учениях в выброской воздушного десанта.

    К июню 1941 года полк находился восточнее Минска, занимались учебно-боевой работой. Тренировали авиадесантную бригаду, которая находилась рядом, в парашютных прыжках.

    С первых дней началу Великой Отечественной войны лейтенант Лукьянов участвовал в боевых вылетах на ТБ-3 на Западном фронте. Из воспоминаний С. А. Лукьянова: "Днем 22 июня мы готовились к первому вылету и одновременно к защите аэродрома от нападения. В 21 час 30 минут наш полк приступил к выполнению первого боевого ночного задания. Враг из района Сувалки танковыми колоннами устремился на восток. Полку поставлена задача - разбомбить эти колонны. Четырехмоторный корабль ТБ-3 подготовлен к полету - заправлен горючим, водой, подвешены бомбы (26 ФАБ?100), заряжены пулеметы. Экипаж в количестве восьми человек во главе с командиром отряда старшим лейтенантом Засыпкиным и штурманом Федориным занял свои места. Воздушные корабли один за другим направились к цели.
    Темная звездная ночь. Горят города Вильнюс, Каунас, Гродно. В 12 часов ночи приближаемся к цели. Сверху видны огоньки на шоссе из Сувалок. Вот она, цель! Штурман уточняет боевой курс. Бьют зенитки. Не сходим с курса. Штурман начинает бомбометание. Левый разворот. Сброшена еще партия бомб. И так пять заходов. На земле пять пожаров и один взрыв. В 3 часа 30 минут приземлились на своем аэродроме".


    В дальнейшем в составе полка участвовал в боевых вылетах, нанесении бомбовых ударов по колоннам противника, по аэродромам и переправам. Осенью 1941 года полк с аэродрома под город Тейково (Ивановская область) принимал участие в отражении немецкого наступления на Москву, с декабря - в контрнаступлении советских войск под Москвой. С января по апрель 1942 года экипажи полка принимали посильное участие в десантных операциях, производимых на Западном фронте, привлекались к решению транспортных задач в интересах различных фронтов, оказывали помощь окруженным частям 33-й армии, конникам генерала П.А.Белова, партизанам.

    С. А. Лукьянов вспоминал: "Выброска горючего нашим окруженным частям северо-западнее Вязьмы. Летал в экипаже Н. С. Куракина, штурман П. И. Васюков. Полет проходил ночью в сложных метеоусловиях, в большинстве в облаках. В районе цели были схвачены пятью прожекторами. МЗА до четырех батарей била по нашему самолету. С высоты 600 метров выбросили бензобаки".

    В марте 1942 года полка в составе дивизии передан в Авиацию Дальнего Действия, переименован 3-й авиационный полк дальнего действия. В апреле-мае 1942 года экипажи полка транспортировали грузы войскам Северо-Западного фронта в районе Старой Руссы. С конца мая 1942 года наносил бомбовые удары по войскам, технике противника на Западном фронте.

    К июню 1942 года старший лейтенант Лукьянов имел на своем счету 43 боевых вылета, из них 10 днем, на самолете ТБ-3, получил первую боевую награду - орден Красного Знамени. В наградном листе отмечено: "С 15 апреля по 2 мая 1942 года успешно действо- вал по доставке спецгруза частям Красной Армии в районе Старая Русса". Эти сведения можно дополнить воспоминаниями самого летчика. "Восточнее Старой Руссы в феврале 1942 года была окружена 16-я армия немцев. Окружение сдерживали наши войска. В связи с распутицей подвоз боеприпасов, горючего и продовольствия нашим войскам был ограничен. Поэтому командование бросило тяжелую авиацию на помощь нашим войскам, удерживающим это окружение. Мы выбрасывали на парашютах продукты, боеприпасы, горючее. Несколько полетов на выполнение этой задачи было совершено и мной. 15 апреля дневной перелет Монино - Хотилово в район Валдая. Летел с командиром полка Осадченко для организации полетов, устройства жилья и решения других вопросов. 17 апреля дневной перелет Хотилово - Монино с командиром полка. 21 апреля ночной полет Монино - Старая Русса - Хотилово. Летал на левом сиденье. Инструктор Пожидаев, штурман Волков. Выбрасывали продукты и боеприпасы нашим войскам у деревни Щелгуново… 26 апреля. Экипаж в том же составе. Задание - выброска боеприпасов в районе Старой Руссы. Перед сбросом атакованы истребителем противника, который не позволил выполнить задание. Сели в Калинине…. Всего мною совершено 11 полетов в район Старой Руссы".

    В июле - августе 1942 года полк боевой работы не вел в связи с переучиванием на новую материальную часть, освоил самолеты Ли-2. После завершения переучивания первой группы экипажей авиаполк приступил к выполнению первых заданий на самолете Ли-2. Первые полеты авиаполк совершил в период с 17 по 20 августа 1942 года, одним из первых в небо поднялся экипаж старшего лейтенанта Лукьянова. Сначала совершали транспортные полеты, затем - на бомбометание.

    В августе 1942 года полк начал боевую работу в ходе Сталинградской битвы. Наносились бомбовые удары по войскам противника, железнодорожным объектам и аэродромам противника. В сентябре полк работал особенно напряженно, лишь в две ночи экипажи не поднимались в воздух. В январе 1943 г. полк решал преимущественно транспортные задачи, доставляя войскам боеприпасы, горючее, продовольствие, вывозил раненых. В этой битве командир корабля Лукьянов записал на свой счет 54 боевых вылета. С апреля полк вел боевую работу на Северном Кавказе.

    В апреле 1943 года старший лейтенант Лукьянов награжден вторым орденом Красного Знамени.

    Из наградного листа: "За время Отечественной войны совершил 118 успешно выполненных ночных боевых вылетов по бомбардировке объектов, техники и живой силы противника и 10 вылетов днем по транспортировке боеприпасов передовым частям Сталинградского фронта. За время пребывания в системе Авиации Дальнего Действия совершил 101 боевых вылета ночью и 10 днем. После переучивания правительственной награды имеет 66 успешно выполненных боевых вылетов ночью и 10 днем по транспортировке боеприпасов на передовые линии фронта. Находясь с первых дней Великой Отечественной войны в действующей Красной Армии тов. Лукьянов проявил себя как мужественны и преданный Социалистической родине командир-летчик. Летая по разгрому немцев под Сталинградом тов. Лукьянов на протяжении 2-х месяцев совершил по 2 боевых вылета в одну ночь. При выполнении боевых заданий проявляет исключительную настойчивость и выдержку. Несмотря на сильное противодействие противника, всегда доходит до цели и только после ее поражения возвращается на свой аэродром. Своей выдержкой и мужеством воодушевляет весь экипаж на лучшее выполнение боевых заданий".

    С апреля по июль 1943 года действия полка были направлены на срыв подготовки противника к боям на Курском направлении. Бомбардировке подвергались аэродромы, войска противника. В сентябре 1943 года полк был преобразован в 23-й гвардейский, за отличия в боях за освобождение г. Белгород полку присвоено почетное наименование Белгородский. Участвовать в боевой работе авиаполка в период Курской битвы Лукьянову не пришлось, еще 30 апреля при прыжке с аварийного самолета он получил травму.

    С мая 1944 года гвардии майор Лукьянов командовал эскадрильей. После перенесенной травмы головы и долгого лечения он на боевые задания летал редко, в основном занимался вывозкой молодых летчиков. Кроме этой работы, экипаж С. А. Лукьянова привлекался и к выполнению бомбардировочных заданий. Так, 4 июня он летал на Кишинев, 5 и 6 бомбардировал железнодорожный узел Яссы, 12 июня уничтожал материальную часть самолетов на аэродроме Пинск.

    В сентябре 1944 года экипажи полка, в их числе и экипаж гвардии майора Лукьянова были выделены для полета в Словакию, для доставки грузов на аэродром "Три Дуба" в зоне словацкого восстания. Командование авиадивизии доверило экипажу перебросить часть штаба чехословацкой воздушно-десантной бригады.

    Свидетельство С. А. Лукьянова: "8 октября 1944 года. Транспортировка пушки с аэродрома подскока Кросно с прислугой и боекомплектом. Одновременно провозной летчику Иванчикову. При выруливании на старт для взлета с Кросно немцы открыли по аэродрому артиллерийский огонь. Командир полка Шамраев передал по рации: "Задержись, Лукьянов, нас обстреливают". Переждали и взлетели. Была встреча с истребителями. Ушли в облака. Обратным рейсом вывезли тяжелораненых". Всего на аэродром "Три Дуба" экипаж Лукьянова произвел 4 вылета, доставил 38 человек и более5 тон грузов.

    В октябре 1944 года награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

    Из наградного листа: "…За время командования эскадрилья совершила 189 боевых вылетов ночью и 192 вылета на транспортировку груза передовым частям Красной Армии. Сам майор Лукьянов за период Отечественной войны совершил 169 боевых вылетов ночью на бомбардирование военных объектов, живой силы и техники противника. За время пребывания в систем АДД совершил 142 боевых вылета. После получения правительственной награды совершил 47 боевых вылетов. Техника пилотирования хорошая. Летает днем и ночью в сложных метеоусловиях. Имеет общий налет 1436 часов, из них ночью 755 часов. Над повышением своей летной квалификации работает, свои знания и опыт работы умело передает подчиненным. Боевую работу эскадрильи организует хорошо. Его эскадрилья совершает на боевое задание с максимальным выходом материальной части".

    После перенесенной травмы головы и долгого лечения С.А. Лукьянов на боевые задания летал редко.

    В декабре 1944 года полк был переименован в 239-й гвардейский бомбардировочный авиаполк. На завершающем этапе войны экипажи полка участвовали в штурме и взятии столицы Венгрии города Будапешта.

    В феврале 1946 года гвардии майор Лукьянов уволен в запас.

    Жил в городе Старый Оскол Белгородской области. Умер 26 февраля 1999 года.

    Награжден двумя орденами Красного Знамени (20.06.1942, 29.04.1943), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (20.02.1945, 11.03.1985) медалями, в том числе "За боевые заслуги" (06.11.1945), "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда".


  • Источники
    - Сергиенко, А.М. История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия – Белгород: КОНСТАНТА. 2013

  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа".
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа".

  • Ссылки
    - На сайте >"Бессмертный полк"