КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ / ГЕНЕРАЛЫ



  • Основание:
    Родился в Кохме.


      
      







      Яндекс.Метрика  

  • КУВЕНЕВ
    Михаил Алексеевич

    27.10.1908 г. Кохма, Ивановская обл.
    17.01.1995 г. Москва.

    На фронте:
    - старший военный представитель Главного управления заказов и технического снабжения ВВС КА на авиационном заводе №18 Наркомата авиационной промышленности, полковник.

    Родился 27 октября 1908 года в селе Кохма Шуйского уезда Владимирской губернии, ныне - город Ивановской области. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года.

    В мае 1931 года призван в Красную Армию Ивановским райвоенкоматом. Служил в авиации. С 1936 году - военный представитель на авиационном заводе №18 Наркомата авиапромышленности в городе Воронеж.

    В конце 1930-х годов на заводе собиралось больше 10 типов самолетов, как военных, так и гражданских. Именно из цехов завода вышел АНТ-25, на котором был совершён беспосадочный перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку с экипажами В. П. Чкалова и М. М. Громова. В 1937 году началось внедрение в серийное производство дальнего бомбардировщика ДБ-3 (Ил-4), спроектированного в ОКБ Ильюшина, позднее известного, пожалуй, только историкам авиации дальнего бомбардировщика Ер-2. Но основной продукцией завода с середины 1939 года тал штурмовик Ил-2. К июню 1941 года из цехов завода вышли 174 штурмовика Ил-2. Под актом приемки каждой военной машины стояла подпись нашего землячка - инженера-полковника Кувенева.

    С началом Великой Отечественной войны заводе только наращивался выпуск штурмовиков. С приближением гитлеровских войск, в первых числах октября 1941 года, был получен приказ эвакуировать завод на восток, при этом ни на минуту не останавливая производство штурмовиков(!). Когда первые группы специалистов размещались на новом месте - в Куйбышеве (ныне - Самара) - в цехах завода Воронеже еще шла сборка "илов". В результате напряженной работы всего коллектива завода уже 10 декабря из цехов вышел первый полностью собранный Ил-2, а 29 декабря 1941 года в тринадцать часов с заводской площадки отошел первый железнодорожный эшелон со штурмовиками Ил-2, изготовленными заводом № 18 на новом месте. Производство бомбардировщиков был остановлено, а штурмовиков только увеличивалось с каждой неделей.

    В сентябре 1942 года инженер-полковник Кувенев был представлен к награждению высшей наградой родины - орденом Ленина.

    В ноябре 1942 года вклад военпреда инженер-полковника Кувенева в успехи Красной Армии получил достойную оценку, он получил высшую советскую награду - орден Ленина.

    Из наградного листа: "…Образцово организовал военную приемку, обеспечил и обеспечивает качественное и количественное выполнение заводом праительственных заданий по выпуску боевых самолетов.
    Как старший военпред, провел большую работу по освоению, отработке и приемке 3 типов самолетов - ДБ-3Ф, Ер-2 и Ил-2, из них два типа только впервые внедрялись в серийное производство и эксплуатацию, а самолет Ил-2 запущен был в серию недоведенным. На доводку этого самолета тов. Кувенев мобилизовал весь коллектив, в результате чего в сравнительно короткий срок, самолет был доведен, многократно проверен в боевом применении, пользуется любовью и авторитетом летного состава ВВС КА…
    За 1941 год и 1-й квартал 1942 года тов. Кувенев принял и сдал строевым частям 2500 самолетов. Во время войны образцово организовал и обеспечил практическую помощь строевым частям на фронте по восстановлению матчасти. … Только за 1941 года обучено по новой матчасти на заводе 1259 человек летно-технического состава строевых частей. …. На новом месте базирования завода тов. Кувенев обеспечил развертывание производства самолетов и качественную их приемку. Добился сокращения цикла сборки и отработки самолета на аэродроме до двух дней и бездефектной сдачи строевым частям".


    Инженер-полковник Кувенев проявил себя не только как организатор производства, но и специалист, внесший ряд ценных предложений в конструкцию штурмовика и внедрение их в производстве: повышении живучести самолета за счет расширение бронирования, внедрение в серию усиленного пушечного вооружения, введение в комплектацию нового электросбрасывателя бомб и новых кассет мелких бомб и т.д.

    Руководил военными представителями на этом заводе до 1944 года. В результате его плодотворной работы завод работал четко по графику, систематически выполнял программу и удерживал знамя Государственно комитета обороны. С 1944 года и до конца войны служил в должности заместителя начальника управления заказов самолетов и моторов ГУЗ ВВС КА. В 1944 году награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

    После войны генерал-майор инженерно-авиационной службы Кувенев, звание присвоено в марте 1946 года, продолжал службу на командных должностях в штабе ВВС, в военной приемке. Только теперь через него проходил реактивные самолеты. В ноябре 1968 года уволен в отставку в звании генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы.

    Жил в городе Москва. Умер 17 января 1995 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в городе Москва.

    Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (26.04.1984). Награжден орденами Ленина (23.11.1942), тремя орденами Красного Знамени (18.08.1945, 17.05.1951, 22.02.1968), орденами Отечественной войны 2-й степени (09.08.1944), Красной Звезды (06.05.1946), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944). .


  • Источники
    - Каргапольцев С. Генерал-лейтенант Михаил Кувенев // Кохомский вестник - 2019 - 25 января - С. 2

  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа".
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа".

  • Ссылки