КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ



  • Основание:
    Родился и вырос в Шуе.


      





      Яндекс.Метрика  

  • ГОРЛАНОВ
    Пётр Александрович

    25.06.1908 г. Шуя, Ивановская обл.
    __.__.1957 г. Шуя, Ивановская обл.

    На фронте:
    - командир эскадрильи 122-го истребительного авиационного полка 201-й истребительной авиационной дивизии, капитан.

    Родился 25 июня 1908 года в городе Шуя Владимирской губернии, ныне - Ивановской области. Русский. Окончил 8 классов общеобразовательной школы. В 1928 году вступил в ВКП(б).

    В 1929 году был призван в Красную Армию Шуйским райвоенкоматом. В 1933 году поступил во 2-ю военную Краснознамённую школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в городе Борисоглебск. По окончанию учебы проходил службу в должности летчика, командира звена в частях истребительной авиации.

    К началу Великой Отечественной войны капитан Горланов проходил обучение на курсах усовершенствования командного состава при Академии ВВС Красной Армии имени Жуковского.

    Боевой путь в действующей армии он начал в июне 1942 года на Западном фронте. Воевал в должности командира эскадрильи 122-го истребительного авиационного полка 201-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии. Полк был вооружен истребителями МиГ-3, участвовал в боях на подступах к Москве.

    В июле 1942 года был представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени (награждён орденом Красной Звезды).

    Из наградного листа: "…Работает в должности командира эскадрильи. Как командир эскадрильи с работой справляется хорошо. За короткий промежуток времени сумел хорошо наладить работу эскадрильи. Благодаря высокой требовательности и чёткой организации боевой работы, эскадрилья, при наличии 4-5 самолётов МиГ-3, за период командования т. Горланова имеет 126 эффективных боевых вылета с общим налётом 116 час. 45 мин. Из общего числа боевых вылетов произведено: штурмовок - 7, на разведку войск противника -19, сопровождение штурмовиков и прикрытие наших войск - 100, проведено 7 воздушных боёв, в которых сбито 3 самолёта противника.
    Тов. Горланов в выполнении боевой задачи проявляет инициативу, храбрость и настойчивость, личным примером водит в бой своих подчинённых. За короткий промежуток времени пребывания в полку тов. орланов быстро в боевых условиях овладел новой материальной частью самолёта МиГ-3 и за четыре дня пребывания в полку стал выполнять боевую задачу. Тов. Горланов имеет лично 22 боевых вылета с общим налётом 23 часа, из них на штурмовку войск противника - 4, на разведку войск и аэродромов противника - 6, на сопровождение штурмовиков и прикрытие наших войск - 12 эффективных боевых вылета. Провёл 2 воздушных боя, в которых сбил 1 самолёт противника "Фокке-Вульф 189". В воздушном бою дерётся храбро и энергично.
    При выполнении задания на штурмовку, Горланов проявлял исключительное умение, храбрость и настойчивость. При штурмовке по переднему краю обороны противника в составе звена, производил по несколько атак, несмотря на сильный зенитный обстрел, обстрел наземных войск противника и низкую высоту облачности. Результаты штурмовки хорошие.
    Во втором воздушном бою Горланов в составе звена вёл воздушный бой с восьмью Ме-109. Лично Горланов дрался один против звена самолётов противника. В данном бою был сбит один Ме-109 и один Ме-109 подбит ведомыми экипажами, так как капитан Горланов отвлёк основные силы на себя.
    Энергичный, настойчивый командир эскадрильи, благодаря правильному руководству быстро завоевал деловой авторитет среди личного состава полка".


    8 июля 1942 года командир эскадрильи капитан Горланов в районе города Белев был ранен. К этому времени успел записать ан свой счет еще 3 боевых вылета.

    После лечения в госпитале на фронт не вернулся, для дальнейшего прохождения службы был направлен в 20-й запасной истребительный авиаполк 5-й запасной авиационной бригады Сибирского военного округа. Полк базировался на аэродроме Толмачёво станции Обь под Новосибирском.

    К 1944 году майор Горланов занимал должность заместителя командира полка и лётчика-инструктора по технике пилотирования и теории полётов полка. Он занимался переучиванием и подготовкой лётчиков на истребители ЛаГГ-3, Як-7б и Як-9. Только 1943 году полк подготовил 384 лётчика, в 1944 году - 371 лётчика, в 1945 году -167 лётчиков-истребителей.

    В мае 1944 года полк был передислоцирован на аэродром Рогань Харьковской области. На завершающем этапе войны, видимо, вернулся на фронт, так как награжден медалями "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина".

    В послевоенные годы продолжил службу в ВВС Советской Армии. Уволен в запас в сентябре 1954 года в звании подполковника.

    Вернулся в город Шуя. Скончался в 1957 году.

    Награжден орденом Красного Знамени (17.05.1951), двумя орденами Красной Звезды (29.07.1942, 06.11.1945), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944).


  • Источники
    - Патрикеев А.А., Смирнов И.Ю. Бессмертный полк земли Шуйской. Книга 2 - Шуя, 2020 г. - С.46-49.
  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа".
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа".

  • Ссылки

    -->