КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ



  • Основание:
    Родился и вырос в Шуе.


      




      Яндекс.Метрика  

  • ПЕЛЕВИН
    Сергей Михайлович

    05.07.1908 г. Шуя, Ивановская обл.
    01.06.1991 г. Санкт-Петербург

    На фронте:
    - начальник штаба 22-й отдельной авиационной эскадрильи и 433-й отдельной авиационной армейской эскадрильи связи, капитан.

    Родился 5 июля 1908 года в городе Шуя Владимирской губернии, ныне - районный центр в Ивановской области. Русский. После школы уехал в город Лениград, поступил учиться в Академию художеств.

    В сентябре 1939 года был призван на военную службу в Красную Армию Приморским РВК города Ленинграда.

    Во время войны с Финляндией зимой 1939-1940 годов он служил в составе 13-го отдельного авиационного отряда связи штаба 8-й армии Северо-Западного фронта на Петрозаводском направлении.

    Свой боевой путь в Великой Отечественной войне он начал 22 июня 1941 года в составе 22-й отдельной авиационной эскадрильи связи на Ленинградском фронте. Эта эскадрилья выполняла полёты на самолётах По-2 (У-2), а так же на санитарных вариантах этого самолета - С-2. Экипажи летали ночами на бомбометание переднего края противника, на разведку, на связь с партизанами. Садились на территории, занятой партизанскими бригадами и отрядами в тылу врага. Возили туда почту, консервированную кровь, медикаменты, врачей, питание для радиостанций, продукты, боеприпасы. Обратными рейсами вывозили раненых партизан. Сбрасывали парашютистов за линией фронта. Днем, когда установился лед на Ладожском озере и намораживалась ледовая трасса, летали над будущей Дорогой жизни и уточняли ледовую обстановку.

    В декабре 1941 года старший лейтенант Пелевин занимал должность начальника штаба эскадрильи. К этому времени он имел на своем счету 14 боевых вылетов на самолёте У-2, из них 8 боевых вылетов ночью, по связи с наземными войсками, за выполнение особо важного задания был представлен к награждению орденом Красного Знамени.

    Из наградного листа: "… Особенно отличился при полнении особо важного задания Военного Совета ЛФ и лично тов. Жданова. 10 декабря 1941 г. ночью вылетел на санитарном самолёте С-2 в тыл немцев. Полёт проходил в сложных метеоусловиях, при высоте облачности 300-500 метров и при видимости 1-2 километра. Посадка проходила на территории противника, на озере размером 1,2 км и 0,8 км, причём на северо-восточной стороне озера, в населённом пункте были немцы, а в 3-х километрах от озера находился штаб немецкого корпуса. Партизаны, вследствие их ранения и близости немцев, не могли дать сигналов необходимых для посадки самолётов, а лётчики не могли дать ракету для освещения озера вследствие близости немцев. Посадку произвели без освещения в темноте. Кроме того тяжело раненые партизаны не могли двигаться, которых пришлось выносить из леса к самолётам, а затем производить их посадку в самолёты. С озера вывезли 5 раненых партизан из них 2-х тяжелораненых, комиссара и командира партизанского отряда. Одновременно в тыл немцев забросили 3-х партизан с продовольствием и медикаментами. Задание выполнено отлично...".

    Представление поддержал начальник связи ВВС Ленинградского фронта, но военный комиссар Ленинградского фронта статус награды снизил, и офицер в апреле 1942 года был награжден орденом Красной Звезды

    К осени 1943 года капитан Пелевин воевал в должности начальника штаба 433-й отдельной авиационной армейской эскадрильи связи в составе 23-й армии Ленинградского фронта. К этому времени имел на счету 70 ночных боевых вылетов на авиаразведку и бомбардирование артминомётных позиций и автотранспортных перевозок противника, 63 из них произвел в с 5 мая 1942 года

    В этот период войны 23-я армия стояла в обороне на Карельском перешейке и защищала Ленинград с северо-запада.

    В октябре 1943 года капитан Пелевин был награждён орденом Красного Знамени.

    Из наградного листа: "… При выполнении боевых полётов неоднократно проявлял отвагу и мужество, не смотря на сильный зенитный огонь противника. Тов. Пелевин отыскивал и отличным бомбометанием наносил урон противнику в живой силе и технике. Капитан Пелевин подавил огонь 22 арторудий, 14 минометов, 7 пулемётов.
    Охотясь за автомашинами противника, отличным бомбометами повредил 13 автомашин. В пунктах Никольское, Захожье, Красный бор создал 6 очазов пожара и взорвал склад с боеприпасами. В пункты расположения противника сбросил вручную 144 тысяч экземпляров листовок и газет.
    10 сентября 1943 г. капитан ПЕЛЕВИН отлично выполнил 7 боевых ночных полётов, не смотря на сильный заградительный огонь, с отвагой прорывался к цели и отличным бомбометанием разрушил 3 ДЗОТ и 1 наблюдательный пункт в районе Троицкое, Александровское".


    До окончания войны эскадрилья связи входила в состав 13-й воздушной армии и находилась в оперативном подчинении 23-й армии. В 1944 году эскадрилья участвовала в Выборгской наступательной операции.

    Дальнейший боевой путь и военная судьба капитана Пелевина не установлена. Возможно, в 1944-1945 годах он служил в другой воинской части. В послужном списке значится 7-й отельный учебно-тренировочный полк 4-й воздушной армии 196-й истребительный авиаполк.

    В октябре 1945 года капитан Пелевин уволен в запас.

    Жил в городе Ленинград (Санкт-Петербург). Работал в Лесотехнической академии, художником. Умер 1 июня 1991 года.

    Награжден орденами Красного Знамени (28.10.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (26.02.1942), медалями.


  • Источники
    - Патрикеев А.А., Смирнов И.Ю. Бессмертный полк земли Шуйской. Книга 2 - Шуя, 2020 г. - С.202-204.
    - Сведения родственника Егора Пелевина (г. Иваново).
  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа".
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа".

  • Ссылки

    -->