|
ЗАПРЯГАЕВ Иван Иванович
26.09.1909 д. Еесеневка, Островский р-н, Костромская обл.
__.__1946
На фронте: - старший инспектор-летчик 8-й воздушной армии, командир 274-го истребительного авиационного полка, гвардии подполковник.
Родился 26 сентября 1909 года в деревне Есеневка Ивашевской волости Кинешемского уезда Костромской губернии, ныне не существует, была в составе Островского района Костромской области. Жил в городе Кинешма Ивановской области. Окончил 6 классов школы при фабрике "Красная Ветка". Работал электриком на текстильной фабрике.
В октябре 1929 года был призван в Красную Армию призван Кинешемским горвоенкоматом. Службу начал в кавалерии, в отдельном эскадроне 14-й кавалерийской дивизии (Московский военный округ). С сентября 1930 года - курсант Объединённой военной школы имени ВЦИК (город Москва). С сентября 1932 года - курсант Объединённой кавалерийской школы (Московский военный округ).
В 1933 году направлен в военную авиацию. С ноября 1933 года - слушатель 2-й Военной школы командиров звеньев (Московский военный округ). В декабре 1934 года окончил учебу и как один из лучших выпускников оставлен в школе летчиком-инструктором.
В феврале 1937 года лейтенант Запрягаев переведен в город Кировобад. Включен в летную группу, которая выполняла специальное задание советского правительства по подготовке командных кадров для революционной армии Испании. Впоследствии группа расширилась, и в апреле 1940 года была на ее базе создана Кировабадская военная авиационная школа летчиков, в которой лейтенант Запрягаев продолжал работать летчиком-инструктором.
С сентября 1939 года старший лейтенант И. И. Запрягаев - помощник командира эскадрильи 8-го истребительного авиаполка 2-й истребительной авиабригады, ВВС Забайкальского военного округа.
Участник войны с Финляндией 1939-1940 годов. С февраля по 13 марта 1940 года в должности военкома эскадрильи участвовал в боевых действиях в составе 149-го истребительного авиаполка. Летал на И-153, воздушных побед не имел.
С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в боях с фашистскими захватчиками в составе 149-го истребительного авиаполка. Полк базировался в городе Черновцы (Украина), первые вылеты летчики сделали утром 22 июня. Воевал в составе пола по август 1941 года, летал на истребителе МиГ-3. В одном из боёв был подбит, спасся на парашюте, получил ожог и ранение лица. За выполнение задания по выводу материальной части полка из под удара награжден орденом Красной Звезды.
С февраля 1942 года исполнял обязанности штурмана 296-го истребительного авиаполка. За месяц боев, к 9 марта 1943 года, на самолета Як-1 произвел 9 боевых вылетов, из них: 4 на прикрытие своих войск, 2 на сопровождение бомбардировщиков, 2 на штурмовку наземных частей врага и 1 на разведку.
Участник известного воздушного боя 9 марта 1942 года между городами Харьков и Изюм, когда 7 советских истребителей, под командованием капитана Б. Н. Ерёмина, перехватили при подлёте к линии фронта 25 немецких самолётов, сбили 5 из них (согласно советским данным) без потерь со своей стороны и сорвали бомбардировку наших войск. Это бой вошел в анналы истории советской авиации, о нем писали в газетах "Правда " и "Красная Звезда". Хотя в этом бою капитан Запрягаев не сбил врага, но был награжден орденом Красного Знамени, как и все остальные участники боя.
Через несколько дней одержал первые воздушные победы: 25 марта сбил в группе 2 истребителя Ме-109, а через два дня - 27 марта - уже лично сбил еще один Ме-109. К 6 августа на счету капитана Запрягаева было 122 боевых вылетов, 42 воздушных боя в которых лично сбил 4 истребителя Ме-109 и 1 бомбардировщика Ю-88 и подбил 2 Ме-109, и в составе группы сбил 16 самолетов противника. Награжден вторым орденом Красного Знамени.
Из наградного листа "…Как штурман полка капитан Запрягаев повседневно учит летный состав полка штурманской подготовки и в результате его упорной повседневной работе полк не всем протяжении боевой работы не имел случаев "блудежек". На протяжении большого времени капитан Запрягаев выполнял работу зам. командира полка и с этой работой справлялся хорошо. Капитан Запрягаев отлично грамотный и с большим боевым опытом командир, это свой большой опыт с любовью передает летному составу. На боевые задании летает систематически.
>Вот яркие примеры беспредельной преданности и мужества капитана Запрягаева при выполнении боевого задания.
27.3.1942 г. при сопровождения Илов на штурмовку войск противника в район Терновая встретил 2 Ме-109, а в завязавшемся воздушном бою один на один капитан Запрягаев сбил Ме-109. … 10.6.1942 г. 5 Як-1 прикрывал наши наземные войска, при этом в районе Булацеловка встретил 5 групп самолетов противника в количестве до 28 самолетов. Все самолеты были атакованы нашими истребителями. Произвели 5 воздушных боев ив результате которых сбили 2 Ме-109 и Ю-88. … 13.6.1942 года при выполнении задания по очищению воздуха от самолетов противника в арйоне Шиповатое 6 Як-1 встретили 6 Ме-109, а затем еще 9 Ме-109. Всем фашистским стервятникам был навязан воздушный бой. В результате ожесточенного неравного воздушного боя сбили Ме-109".
В дельнейших боя в сталинградском небе в августе - сентября 1943 года сбил еще 6 вражеских самолетов: 5 истребителей Ме-109 и один пикировщик Ю-87. В марте 1943 года полк был преобразован в 73-й гвардейский.
В апреле 1943 года майор Запрягаев назначен старшим инспектором-лётчиком по технике пилотирования в Управлении 8-й Воздушной армии, летал на Як-1. С июля по ноября 1943 года командовал свом 73-м гвардейским полком, затем снова продолжал служить в Управлении 8-й Воздушной армии.
Как старший летчик-инспектор в своей работе уделял основное внимание проверке технике пилотирования летного состава и в первую очередь руководящего состава, осуществлял контроль за подготовкой и вводом в строй молодого пополнения. Прводил расследования причин аварий и катастроф. В марте 1944 года награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Из наградного листа: "…Выполняя ряд специальных заданий командующего по облету оперативных аэродромов для определения годности их и возможности выброски на них засад самолетов истребителей и групп охотников. В целях осуществления контроля на поле боя за выполнением боевых заданий нашей истребительной авиацией, т. Запрягаев лично произвел 6 боевых вылетов, из них 5 на разведку и 1 на сопровождение. Провел один воздушный бой с 2-мя Ме-109-Г-2 безрезультатно. Васе полеты произведено успешно.
В июле 1943 г. с целью сравнения летных качеств, преимуществ и недостатков, уязвимых мест и тренировки в воздушном бою, произвел 50 полетов на самолете Ме-109-Г-2 по истребительным полка 8 ВА, из них провел 20 воздушных тренировочных боев с самолетами Як-1".
В мае 1944 года гвардии подполковник Запрягаев принял командование 274-м истребительным авиаполком, с которым прошел до конца войны.
К этому времени полк в составе 3-го истребительного авиакорпуса находился в резерве ставки. Был введен в бой 22 июня, с началом Белорусской наступательной операции. Уже в июле за отличие в боях за овладением города Орша полку присвоено почтенное наименование "Оршанский". В августе за образцовое выполнение заданий командования за овладение городом Каунас награжден орденом Красного Знамени, командир полка за хорошее руководство полком в боевой обстановке награжден орденом Александра Невского.
Из наградного листа: "…С началом боевых действий на 3 Белорусском фронте полком произведено 992 боевых вылетов, сбито самолетов противника 20. Лично произвел 4 боевых вылетов. За время командования полком показал умелое руководство в боевой обстановке. Среди летного состава пользуется большим авторитетом. При отсутствии старых летчиков быстро ввел в строй молодой летный состав прибывших из школы для выполнения боевых заданий".
С ноября 1944 полк, перевооруженный на истребители Як-9, вел боевую работу на 1-м Белорусском фронте. Участвовал в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях.
За время боевой работы на 1-м Белорусском фронте полк под командованием гвардии подполковника Запрягаева произвел 2400 боевых вылетов на волнение задач по прикрытию частей 2-й гвардейской танковой армии, 7-го кавалерийского корпуса и переправ через реку Одер. В воздушных боях летчиками полка было сбито 87 самолетов. Лично командир полка записал на свой счет 16 успешных боевых вылетов, сбил один самолет врага: 16 апреля истребитель ФВ-190. За хорошее руководство боевой работой полка, надежное прикрытие своих войск при овладении городом Бранденбург и Берлин подполковник Запрягаев награжден орденом Красного Знамени.
Всего за годы войны гвардии подполковник Запрягаев совершил 230 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 12 и в составе группы 16 самолётов противника.
После Победы продолжал командовать полком. 19 июня 1946 года был отстранён от занимаемой должности и направлен в распоряжение Отдела кадров ВВС.
В том же 1946 году покончил жизнь самоубийством.
Награждён тремя орденами Красного Знамени (14.03.1942, 22.09.1942, 01.07.1945), орденами Александра Невского (05.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (04.03.1944), двумя орденами Красной Звезды (05.11.1941, 03.11.1944); медалями.
.
Источники
Документы
- Документы на сайте "Память народа".
- Наградные листы на сайте "Подвиг народа".
Ссылки
|