КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ /



  • Основание:
    Жил и похороне в Иваново..


      
      



      Яндекс.Метрика  

  • ЧЕХУНОВ
    Михаил Никитович

    05.09.1918 с. Илек-Пеньковка, Краснояружский р-н, Белгородской обл. 09.04.1992 г. Иваново

    В годы войны:
    - пилот, адъютант эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант.

    Родился 5 сентября 1918 года в селе Илек-Пеньковка, ныне Краснояружского район Белгородской области.

    С 1940 года в рядах Красной Армии. Окончил военную авиационную школу пилотов.

    Участник Великой Отечественной войны с апреля 1942 года. Боевой путь старшина Чехунов начал пилотом 236-го истребительного авиаполка на Западном фронте. Летал на истребители Як-1. К концу года произвел 72 боевых вылета, провел 12 воздушных боев, сбил 1 самолет противника - 10 августа истребитель Ме-109. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

    К январю 1943 года воевал в составе уже другого полка - 18-го гвардейского. В апреле и мае 1943 года полк выполнял задание по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, которые наносили удары по Брянскому аэродрому, где базировалась немецкая авиация

    В июле-августе 1943 г. участвовал в Орловской наступательной операции, выполнял задачи по прикрытию наступающих войск, сопровождал штурмовики и бомбардировщики. В конце июля полк пополнился летным составом и самолетами Як-9д. В августе 1943 года полк действовал на спас-деменском направлении, затем действовал в районе Ельни.

    О тех боях писал однополчанин Владимир Барсуков (Крылом к крылу. - М.: ДОСААФ, 1980): "…Моим ведущим в то время был Миша Чехунов. Спокойный, уравновешенный старшина был в бою расчетлив и смел.

    "Братья старшины" называли нас в полку, потому что мы были неразлучны на земле и в воздухе.

    Вылетев в паре с Чехуновым, мы должны были пройти по маршруту, провести учебный воздушный бой и "заглянуть", что делается за линией фронта. Ведь каждый летчик в некоторой степени и разведчик. Выполнив задание маршрутного полета, встретили в воздухе немецкий самолет юго-западнее Сухиничи, Он попытался от нас удрать, но от хорошо слетанных истребителей уйти очень трудно. Мы вовремя разгадали намерение фашистского разведчика и атаковали его с двух сторон, как говорят летчики, "взяли в клещи". Из этих клещей противнику удалось выйти только горящим факелом...

    Ранним утром 24 апреля четверка наших истребителей получила задание сопровождать штурмовики, которые должны были нанести удар по аэродрому противника в районе Спас-Демянска. Вылетели Ляпунов, Замковский, Чехунов и я. Хотя наша атака была неожиданной, над аэродромом нас встретили шесть истребителей противника, В коротком бою немцы не досчитались трех "мессеров". Наши штурмовики уничтожили на земле 18 вражеских бомбардировщиков и вернулись без потерь.

    Во время Орловско-Курской битвы мне много приходилось летать с Мишей Чехуновым. 18 июля 1943 года мы сопровождали наши штурмовики, которые наносили удар по автоколонне противника, отступающей из Орла на Брянск. Штурмовики мастерски произвели штурмовку. Они сначала вывели из строя передние машины и задние, а затем обрушили всю мощь своего огня на остановившуюся колонну. Мы с Мишей тоже уничтожили по одной машине, так как в воздухе вражеских истребителей не было.

    Позже наша дивизия была перенацелена на смоленское направление.

    Вылетели с Мишей Чехуновым на разведку в район железнодорожной станции Павлиново, На станции обнаружили до десяти эшелонов с живой силой и техникой противника. Станция была сильно прикрыта зенитным огнем. Вся эта масса войск должна была прибыть в район Ельни. Мы срочно доложили по радио о результатах разведки. Командование решило нанести бомбовой удар по обнаруженной цели. Были подняты два десятка пикирующих бомбардировщиков "Петляков-2". Их сопровождали истребители 18-го гвардейского полка и французские летчики эскадрильи "Нормандия". В результате точных попаданий бомб, эшелоны противника были уничтожены. Возникли большие очаги пожаров, вызванные взрывами".


    К августу 1943 года старшина Чехунов произвел еще 44 успешных боевых вылетов. Награжден орденом Красного Знамени.

    Из наградного листа: "…За период с февраля месяца 1943 г. произвел 44 успешных самолетовылетов, из них: на патрулирование над линией фронта - 9,на сопровождение бомбардировщиков - 12, на сопровождение штурмовиков - 16, на перехват самолетов противника - 4, на разведку войск противника - 3. Выполняя приказ командования произвел 13 воздушных боев, в которых сбил 3 самолета противника, из них: 11.3.43 г. сбил самолет типа ФВ-190 в р-не Жеребовка, 15.7. 43 г. сбил самолета противника типа ФВ-190 в районе Крутицы; 17.7.43 сбил самолет противника типа ФВ-190 в районе Красниково".

    В эти дни или 13 августа (по наградному листу), или 2 сентября (по воспоминаниям Барсукова) 1943 года фронтовой путь гвардии младшего лейтенанта Чехунова, как боевого летчика, прервался из-за тяжелого ранения.

    Из воспоминаний Владимира Барсукова: "…Он вылетел по вызову с командного пункта нашей Воздушной армии в район Ельни. Но вылетел без меня, так как я был в это время на станции наведения. Нам хорошо было видно, как Миша Чехунов в паре с Замковским дерзко атаковал восьмерку "фоккеров" и с первой же атаки уничтожил вражескую машину. В этом неравном бою, как позже мы узнали, Чехунов был ранен в голову и потерял сознание. Машина стремительно понеслась к земле. Весь этот бой мы наблюдали с командного пункта, и как мне хотелось быть тогда рядом с другом!
    Помню, как девушка-радистка, находящаяся со мной, кричала:
    - Миленький, миленький, ну еще немного, тяни, тяни к своим!..
    Неуправляемый самолет врезался в землю, развалившись на части. И лишь далеко отброшенная кабина с летчиком каким-то чудом осталась невредимой...
    - Волей судьбы я остался жив, - вспоминает М. Н. Чехунов. - В бессознательном состоянии меня подобрали пехотинцы. Лечился в нескольких госпиталях, потом добился, чтобы меня перевели в родной полк".


    Тяжелое ранение в правый глаз, контузия не позволили вернуться в небо. После лечения в госпитале списан с лётной работы.

    Всего успел совершить 164 боевых вылета, провёл 40 воздушных боёв, в которых сбил лично 6 самолётов противника (в последнем наградном листе указывается на 8 личных и 2 групповые победы). По другим данным - сбил 10 самолетов противника и 1 в группе, еще 1 - уничтожил на земле при штурмовке.

    Весной 1944 года вернулся в свой полк, но не летную должность. Назначен адъютантом эскадрильи, т.е. начальником штаба, адъютант 1-й эскадрильи. В феврале 1945 года за хорошую организацию боевой работы эскадрильи награжден орденом Красной Звезды.

    Из наградного листа: "…За период с мая 1944 г. эскадрилья произвела 821 самолетовылет на боевое задание, в воздушных боях сбито 31 самолета противника, произведено 972 тренировочных полетов, проведено 1284 часов теоретических занятий с летным и техническим составом. Тов. Чехунов личный состав эскадрильи воспитывает в наступательном духе".

    После окончания войны продолжал службу в армии. Гвардии капитан М. Н. Чехунов уволен в запас в июле 1961 года.

    Жил в городе Иваново. Умер 9 апреля 1992 года.

    Награждён орденом Красного Знамени (27.08.1943), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (30.04.1944, 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (27.02.1943), двумя орденами Красной Звезды (12.03.1945, 26.10.1955); медалями.


  • Источники
    - Барсуков В. Н. Крылом к крылу. - М.: ДОСААФ, 1980.
  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа".
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа".