КАТЕГОРИИ: ВЕТЕРАНЫ



  • Основание:
    Жил в городе Иваново.


      
      


      Яндекс.Метрика  

  • ЦЫГАНЕНКО
    Владимир Саввич

    15.07.1910 г. Лозовая, Харьковская обл.,
    13.11.1971 г. Иваново

    В годы войны:
    - командир 15-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, гвардии подполковник.

    Родился 15 июля 1910 года в селении Лозовая Павлоградского уезда Екатеринославской губернии, ныне - Харьковской области Украины. Жил и работал в городе Харьков. В 1931 году вступил в ВКП(б).

    В Красной Армии с июня 1932 года, мобилизован по спецнабору через Харьковскую парторганизацию. В декабре 1933 года окончил Одесскую школу лётчиков и получил назначение в Ленинградский военный округ на должность пилота в полк тяжёлых бомбардировщиков в звании младший лейтенант.

    С октября 1934 года - командир корабля, с декабря 1936 года - инструктор-лётчик, с апреля 1938 года - заместитель командира эскадрильи. С ноября 1938 года он - инспектор техники пилотирования авиадивизии в Бобруйске. Летал на самолетах Р-5, Р-6, ТБ-1, СБ, Пе-2.

    Участник войны с Финляндией 1939-1940 годов, награжден орденом Красной Звезды.

    В июле 1941 года он был переведен в Липецкий центр на должность заместителя командира авиаэскадрильи. Прошел переподготовку на американские бомбардировщики В-25 "Митчелл", поставляемые по ленд-лизу.

    В боях Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Весь боевой путь прошел в рядах 222-й (с марта 1943 года - 4-й гвардейской) бомбардировочная авиационная дивизии. Дивизия была сформирована в составе трёх полков на самолётах В-25 "Митчелл".

    По прибытию в дивизию был назначен на должность заместителя командира 16-го бомбардировочного авиаполка. Дивизия была подчинена Управлению Авиации Дальнего Действия и в боях участвовала с 8 августа 1942 года. В период с августа 1942 года по 26 марта 1943 года дивизия участвовала в операциях Западного, Калининского, Сталинградского, Брянского фронтов. Объектами бомбардировок были войска и скопления техники на станциях и железнодорожных узлах Гомель, Вязьма, Витебск, Орша, Смоленск, Брянск, авиация на аэродромах Курск, Смоленск, Сеща, Витебск, Ново-Дугино.

    В соответствии с Приказом НКО СССР от 26 марта 1943 года 222-я авиационная дивизия дальнего действия за мужество и героизм личного состава в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками переименована в гвардейскую и она стала именоваться 4-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия. 16-й авиаполк стал 14-м гвардейским.

    К апрелю 1943 года гвардии майор Цыганенко произвел 13 боевых вылетов ночью на самолет В-25 в качестве командира корабля, как имеющий большой опыт пилотирования участвовал в перегонке новых самолетов на свой аэродром. За отличное обеспечение боевой работы полка, отличное выполнение заданий командования и проявленные пи этом мужество и доблесть представлен к награждению орденом Красного Знамени.

    Из наградного листа: "За данный период работы полк сделал 898 боевых вылетов, из них: 889 - ночью и 9 днем, на самолете В-25 в системе Авиации Дальнего Действия. В организацию боевой работы полка тов. Цыганенко много вложил труда и энергии по выполнению поставленных задач командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, особенно по подготовке летного состава. В короткий срок лично подготовил 25 летчиков с оценкой "хорошо" и не имеющих летных происшествий".

    По этому представлению статус награды был понижен и приказом по частям АДД офицер награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

    В июне 1943 года был назначен на должность инспектора-летчика по технике пилотирования дивизии. В феврале 1944 года за отличную подготовку летных кадров, организаторские способности был снова представлен к награждению орденом Красного Знамени.

    Из наградного листа: "С 28.6.43 г. под его непосредственным руководством введено в строй молодых летчиков 40 человек, которые боевые задания выполняют в сложных метеоусловиях ночи на хорошо и отлично. Майор Цыганенко уделяет большое внимание подготовке и контролю боевой работы летчиков. Лично проверил при боевых вылетах более 50% летчиков.
    В системе АДД произвел 36 успешных вылетов ночью на самолете В-25 по ж.д. узлам, аэродромам, опорным пунктам и по переднему краю обороны противника, из них после получения правительственной награды после 28.4.43 г. произвел 18 успешных боевых вылетов из них 2 боевых вылета на г. Хельсинки: 1 боевой вылет 6.2.44 и 1 боевой вылет 7.2.44 г.
    Майор Цыгненко большинство боевых полетов производил в качестве правого летчика, контролируя молодых командиров кораблей и готовящихся к боевым вылетам в сложных метеорологических условиях, а также лидером-наводчиком, осветителем и контролером дивизии".


    В сентябре 1944 года гвардии подполковник Цыганенко принял командование 15-м гвардейским авиаполком той же дивизии, находился в этой должности до конца войны. Продолжал летать на боевые задания, штурманом в его экипаже был Герой Советского Союза Яловой Ф.С. Всего во фронтовом небе общий налет часов составил 1708 часов без аварий, поломок и катастроф.

    Уже после Победы за умелое руководство полком, отличную подготовку летных кадров, организаторские способности и совершенные лично 8 успешных боевых вылетов награжден орденом Александра Невского. В представлении подводится своего рода итог боевой работы офицера в должности командира полка на завершающем этапе войны.

    Из наградного листа: ".. За период командования полком, полк совершил 816 успешных боевых вылетов на самолетах В-25, из них 189 б/вылетов днем а также полк совершил тренировочных полетов днем - 1536 и ночью - 629 на самолетах В-25. Имея большую практику в обучении летного состава, им только за 1945 г. введено в строй 15 командиров кораблей, 20 летчиков. Под его руководством обучено и введено в строй штурманов - 14, радистов - 14, стрелков - 26. Сам лично за период Отечественной войны совершил 46 успешно выполненных боевых вылетов, из них 2 б/вылета днем, на самолете В-25.
    В период стремительного наступления частей Красной Армии, очищая районы Венгрии, Чехословакии от немецких захватчиков и уничтожая врага на его собственной территории, тов. Цыганенко проводил огромную работу среди личного состава, вдохновляя на боевые экипажи га быстрейший разгром немецких захватчиков. За отличную работу по выполнению боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками полк награжден орденом Красное Знамя.
    Добивая упорно сопротивляющегося врага тов. Цыганенко личным примером в полете увлекал за собой свои корабли на уничтожение живой силы противника, его техники и сооружений в крупных промышленных пунктах г. Бреслау, порт Данциг и на подступах к столице Германии г. Берлин, где дважды был атакован истребителем противника, но, имея опыт в пилотировании противоистребительным маневром, уходил спешно выполнив задание". .


    После Победы продолжал командовать полком. В декабре 1945 года полк был переименован в 198-й гвардейский Севастопольский Краснознамённый авиаполк и был передислоцирован с польского аэродрома Мелец на постоянное место базирования - аэродром Кировоград .

    Осенью 1946 года гвардии подполковник Цыганенко был направлен во 2-ю Высшую лётно-тактическую школу командиров частей АДД (г. Иваново, Северный аэродром). Службу закончил в должности заместителя начальника штаба этой школы в звании полковника. По состоянию здоровья был списан с лётной работы и в сентябре 1955 году уволен с военной службы.

    Жил в городе Иваново. Умер 13 сентября 1971 года. Похоронен на Богородском (сельском) кладбище.

    Награжден двумя орденами Красного Знамени (30.03.1944, 20.01.1953), орденами Александра Невского (25.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (28.04.1943), двумя орденами Красной Звезды (07.04.1940, 24.06.1948), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944).


  • Источники
    - Чижов Борис В небе Кировоградщины (часть первая)- Кировоград, 2006.
  • Документы
    - Документы на сайте "Память народа".
    - Наградные листы на сайте "Подвиг народа".