ДОКУМЕНТЫ
К биографии Крюкова Александра Александровича
По личному делу в ЦАМО
|
НАГРАДНОЙ ЛИСТ
На командира эскадрильи 338 авиационного полка дальнего действия гвардии капитана Крюкова Александра Александровича
к званию ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда
1. Год рождения - 16 апреля 1907 года
2. Национальность - русский
3. Соцположение - рабочий
4. Партийность - кандидат ВКП(б) с сентября 1943 года
5. С какого времени в РККА - в ГВФ с июня 1931 г., в РККА с 22.6.1941
6. Участие в гражданской войне - в Отечественной войне с ноября 1941 года
7. Ранения и контузии - не имеет
8. Представлялся ли ранее к награде, когда и за что - представлялся
9. Служил ли в белой армии, был ли в плену - не служил, не был
10. Какие имеются поощрения и за что - орд. Красной Звезды 3.6.1942, орд. Ленина 25.12.42, орд. Отеч. Войны 1 ст. 10.8.43, медаль "Партиз. Отеч. войны 1 ст." 31.3.44, мед. "За оборону Сталинграда" 5.8.41, медаль "За оборону Ленинграда" 15.5.44 г.
12. Постоянный адрес - полевая почта 22650
Краткое конкретное изложение личного боевого подвига и заслуг
Немецко-фашистские орды громит с начала Отечественной войны.
У летчика гражданского воздушного флота забилось горячее сердце, загорелась душа и он стал уничтожать немецких бандитов не жалея своей жизни. За время Отечественной войны он совершал смелые налеты на вражеские аэродромы, мосты, переправы, бомбил скопление техники и живой силы противника, подбрасывал боеприпасы партизанам и питание блокированным городам, летал в глубокий тыл противника для выброски листовок и десантных групп. За время Отечественной войны совершил 252 боевых и вполне успешных ночных вылета и 175 дневных боевых вылетов. Систематически совершенствуя свое летное искусство, достиг первоклассной техники пилотирования и свое летное мастерство умело передает своим подчиненным.
Тов. Крюков из гражданского летчика-транспортника превратился в первоклассного летчика-бомбардировщика и стал грозой немецких бандитов. Обладает хорошей техникой пилотирования, научился водить самолет по приборам в любую погоду, бесстрашно направлять его под обстрелом врага на цель. Стал мастером бомбовых ударов по врагу. Во время блокады детища Октября - города Ленина летчик Крюков был в числе первых участников правительственных заданий по доставке боеприпасов и продовольствия фронту и населению города-героя. Им совершено 140 боевых вылетов.
Все задания выполнял точно и в срок. 5 боевых вылетов совершил по доставке боеприпасов к линии фронта Юго-Западного направления. Не смотря на сильный заградительный огонь, он бесстрашно, мужественно и спокойно подходил к ограниченным, покрытым кочками посадочным площадкам и благополучно производил посадку в намеченных местах.
Экипажу командира корабля Крюкова было поручено доставить весьма срочный груз осажденному городу Севастополю. От своевременной доставки этого груза зависела судьба сотен советских людей. Метеорология предсказала плохую погоду по маршруту. Полет был почти невозможен. Медлить было нельзя, минуты решали исход дела. Мужественный, находчивый командир, оценив обстановку и сложность своего полета, решительно взялся за выполнение ответственного задания. Он был уверен в мастерстве своего летного искусства, натренированности полетов в сложных метеоусловиях, умел сочетать риск с патриотическими чувствами. После непродолжительной подготовки экипаж пошел на задание. Задание было выполнено блестяще, ценный груз доставлен вовремя и в срок. Обратным рейсом он брал детей и стариков блокированного Севастополя.
Однажды партизаны донесли, то на аэродроме в районе города Россошь скопилось большое количество немецких самолетов. Экипажу командира Крюкова было дано задание доставить в район десантников. Взяв на борт самолета 20 человек, подошел к указанной цели, сбросил десантников и благополучно вернулся на свой аэродром. Позже партизаны сообщили, что почти все самолеты были уничтожены этой группой десантников.
Из числе боевых вылетов 25 произведено по спецзаданию, с посадкой на ограниченных площадках в тылу противника у партизан по доставке боеприпасов и продовольствия. 75 боевых вылетов совершил по доставке боеприпасов и продовольствия Сталинградскому фронту. 3 боевых вылета совершил на бомбардирование военно-промышленного объекта Финляндии пункта Котка.
4 боевых вылета совершил в районы Прага, Плаешти, Таллин, Рига с целью выбрасывания листовок, где полет длился 12-13 часов. 6 боевых вылетов совершил по выброске десанта в районе Сталинграда и Россоши.
130 боевых вылетов совершил ночью на бомбардирование крупных железнодорожных узлов и аэродромов противника в пунктах Курск, Орел, Льгов, Брянск, Рославль, Ржев, Вязьма, Сычевка, Мга, Полоцк, Гатчина и все эти вылеты отличаются исключительной точностью бомбометания. Сколько хладнокровия, мужества и мастерства понадобилось для того, чтобы маневрировать самолетом и выходить из-под обстрела заградительного огня зениток противника.
Возвращаясь с боевых заданий он был всегда спокоен, прост, общителен.
В сентябре 1943 года в районе Молодечно один партизанский отряд был окружен карательным отрядом немцев. Товарищу Крюкову была поставлена задача - доставить противотанковые пушки и снаряды к месту расположения партизанского отряда. Несмотря на ограниченную, неудобную посадочную площадку и плохие метеоусловия, задача была выполнена. Груз был доставлен своевременно. Партизанский отряд из окружения вышел и одержал победу над немцами.
Все свои боевые задания от строго сочетает с учебой молодых летчиков и штурманов. За короткий период нахождения в полку он подготовил и выпустил для самостоятельной работы 15 командиров кораблей.
В районе города Дрогобуж в марте 1942 г. окруженной группе нашей кавалерии срочно нужно было доставить кожаную обувь. Доставка этой обуви была возложена на командира корабля капитана Крюкова. Груз был доставлен своевременно и вся группа нашей кавалерии была обеспечена на период распутицы кожаной обувью и смогла выполнить боевую задачу.
Тов. Крюков в июне-июле месяце 1942 г. выполнял ряд правительственных заданий по доставке грузов и летных экипажей в Ирак и Иран. Летал в составе экипажа: летчик младший лейтенант Белоусов, награжденный орденом отечественной войны 1-й степени, штурман корабля мл. лейтенант Фомин - награжденный орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, техник авиационный бортовой старший лейтенант Яковлев - награжденный орденом отечественной войны 1 степени и орденом Красной Звезды, стрелок-радист старшина Давыдов - награжденный орденом Отечественной войны 2-й степени, и орденом Красной Звезды, воздушный стрелок старшина Акимов - награжденный орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу".
Эскадрилья, которой командует тов. Крюков, стоит не первом месте в полку по боевой работе и дисциплине. За короткий период времени эскадрилья совершил 78 успешных боевых вылетов и всегда имеет максимальное количество боевых самолетов в полку на боевое задание.
Благодаря хорошим организаторским способностям, авторитетности командира, личный состав эскадрильи представляет из себя спаянный инициативный коллектив, занимающий ведущее место в полку. Сам командир эскадрильи совершил 10 боевых вылетов, которые отличится тщательностью, серьезностью и продуманностью в подготовке.
Дисциплинирован, инициативен, требователен к себе и подчиненным. Пользуется большим заслуженным авторитетом у всего личного состава полка. Свой богатый опыт боевой работы умело передает своим подчиненным, мобилизуя их на выполнение боевых заданий и безаварийную работу. Систематически проявляет заботу о своих подчиненных. Отважный летчик, за боевые заслуги награжден тремя орденами и тремя медалями Союза ССР. После последнего награждения совершил 54 боевых вылета: в тыл противника с посадкой у партизан - 11, Синявино - 10, Карачев - 2, ст. Глазуновка - 1, Спасдеминск - 3, Рославль - 3, Брянск - 2, Духовщина - 3, Гатчина - 4, болхов - 3, по переднему краю обороны - 12.
В настоящее время в полку летает в составе экипажа: летчик Горячев, штурман корабля старший лейтенант Соловей - награжденный орденом Кранного Знамени, орденом отечественной войны 2 степени, орденом Красной Звезды, медалями: "Партизан Отечественной войны 1-й степени" и "За оборону Ленинграда", техник авиационный бортовой Неклюдов, стрелок-радист лейтенант Олейник - награжденный орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом отечественной войны 2-й степени, медалью "За оборону Сталинграда", воздушный стрелок страший сержант Юрин.
Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической родине предан.
За боевые успехи в борьбе с германским фашизмом и проявленные при этом мужество и отвагу достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда.
Командир 338 АП ДД Герой Советского Союза майор Масленников.
20 августа 1944 года
Личное дело в ЦАМО
|