ПУБЛИКАЦИИ
|
1-Й ОТДЕЛЬНЫЙ АВИАПЛАНЕРНЫЙ ПОЛК ВДВ
Для обеспечения работы десантных корпусов, формируемых осенью 1941 года в Саратовской области, потребовалось создать специальные авиационные части. Из этих авиационных групп, прибывших из летных училищ, была сформирована 6-я отдельная авиаэскадрилья. В январе - марте 1942 г. базировалась на подмосковных аэродромах Люберцы, Тушино, Чкаловск, Ногинск, а также в Стрыгино.
17.03.42 г. группа самолетов Р-6 с аэродрома Стрыгино и с подмосковных аэродромов перебазировалась на аэродром Тейково Ивановской области, где они были сведены в отдельную авиагруппу самолетов Р-6 ВДВ КА. Группа продолжила полеты по овладению буксировочными полетами.
В августе 1942 г. авиагруппа была реорганизована и переименована в 1-й учебный авиационно-планерный полк ВДВ КА. Полк состоял из двух авиаэскадрилий, насчитывающих по 10 экипажей самолетов-буксировщиков и по 60 пилотов-планеристов.
На вооружении имел самолеты Р-6 в качестве буксировщиков и планеры Г-11 и А-7. До ноября 1942 г. полк занимался вводом в строй ночных летчиков и обучением пилотов-планеристов.
В ноябре 1942 г. полк выполнил первую боевую задачу по доставке грузов в тыл противника для партизан Белоруссии в район Бигамель - Силаевщина на транспортных планерах. Во время этой боевой операции партизанам доставлено 5500 кг боевого груза.
С декабря 1942 по январь 1943 г. в интересах армейского командования проводилась операция по снабжению Сталинградского фронта. В период дальнейшего развития наступления войск Сталинградского, Донецкого и 1-го Степного фронтов полк в район Котельниково доставлял на планерах радиооборудование, средства связи и медикаменты для наступающей частей Красной Армии. Всего было доставлено 8500 кг боевого груза. В феврале-апреле 1943 г. полк работал в интересах брянских партизан.
Практика учебно-боевой работы показала, что самолеты Р-6 по своим тактическим и летным данным не соответствуют требованиям, предъявляемым буксировочным самолетам и в мае 1943 г. полк перевооружился на самолеты СБ.
В августе 1943 г. полк переименован в Отдельный авиационно-планерный полк ВДВ (директива Военного совета ВДВ КА No. 292853/с).
В октябре и ноябре 1943 г. экипажи пятнадцати бомбардировщиков-буксиров СБ и 35 планеров А-7 и Г-11 забрасывали десантные группы в тыл 16-й немецкой армии.
В июне 1944 г. полк перебазировался на аэродром Клин Московского военного округа, где получил новую материальную часть: самолеты Ил-4. В феврале-апреле 1944 г. снабжал вооружением и боеприпасами партизанскую бригаду "Железняк" Героя Советского Союза Дубровского в сложных метеоусловиях. Потеряв только три экипажа, полк доставил к партизанам 41 тонну боеприпасов и вооружения. К 10.10.44 г. полк имел 22 самолета Ил-4 и 22 летных экипажа, проходящих программу переучивания на этих самолетах, 15 самолетов По-2, 12 планеров. Постановлением ГКО и директивой ГШ Nо. Орг/6/313659 от 10.10.44 г. преобразован в 208-й гв. ап дд и вошел в состав вновь сформированной 19-й гв. ад 9-го гв. ак ВДВ КА.
13.12.44 г. перебазировался из Клина на аэродром г. Могилёв Белорусско-Литовского военного округа. где в течение декабря 1944 - апреля 1945 г. занимался переучиванием летного состава на самолете Ил-4 и производил транспортные полеты по кругу для поддержания квалификации летного состава и ста пилотов-планеристов.Переименован Директивой ГШ No. Орг/10/13737 от 16.04.45 г. в 208-й гв. бап.
Источники информации
- Мангазеев И. Война планёров Частично материал опубликован в газетах "Вече Твери" (11 марта 2005 г. - стр. 6) и "Вечерняя Тверь" (23 июня 2004 г. - стр. 2).
- Статья на сайте "Авиаторы 2-й мировой…"
|