ПУБЛИКАЦИИ

К биографии
Шилкова Александра Анфимовича

Источник:
- Конев В.Н. Герои без Золотой Звезды. Том 2. М. Кавадеръ", 2006. -С. 169-1974



ШИЛКОВ АЛЕКСАНДР АНФИМОВИЧ
(27.12.1915-1961)
Полковник


Родился в д. Бурохино ныне Большесолъского р-на Ярославской обл. Окончил два курса строительного техникума в Иваново (1934). Работал бухгалтером. В РККА с 28.10.36 г.

Окончил ШМАС в г. Севастополе (1937). С мая 1938 г. служил стрелком-радистом в 5 аэ 40-го an ВВС ЧФ. В августе 1940 г. поступил в ВМАУ им. Леваневского в г. Николаеве, с ноября 1940 г. курсант ВМАУ им. И.В.Сталина в г. Ейске. После окончания курса пилота с 7.02.1942 г. пилот-инструктор в этом же училище.

С 13.01.1943 г. пилот 2-й аэ 3-го гв. иап ВВС КБФ, командир звена (с 4.08.1943), зам. командира 2 аэ (с 17.05.1944), командир аэ (с 1.11.1944).

После войны продолжал службу в ВВС ВМФ. Окончил Высшие офицерские курсы авиации Военно-Морских Сил - командное отделение (1947), авиационный факультет Военно-морской академии (31.10.1956).

Командир 4-й аэ (с 17.10.1947), начальник штаба-1-й зам. командира 78-го иап (с 6.04.1948), начальник ВСС 91-й иад ВВС СФ (с 15.12.1949), зам. командира, инспектор-летчик по технике пилотирования и теории полета 124-го гв. иап СФ (с 19.04.1951). Зам. начальника штаба ИА ПВО ЧФ (с 31.10.1956), пом. начальника штаба по КП ВВС ЧФ (с 18.10.1956), начальник оперативно-разведывательного отделения - зам. начальника штаба 4-й иад ВВС ЧФ (с 25.5.1957).

Полковник (28.02.1957; сержант с 7.02.1943, ст. сержант с 29.03.1943, мл. лейтенант с 5.07.1943, лейтенант с 17.02.1944, ст. лейтенант с 17.05.1944, капитан с 1.11.1944, майор с 13.01.1949, подполковник с 22.12.1951); Военный летчик 1-го кл. (27.03.1953, 2-го кл. с 26.11.1952).

Герой Советского Союза (22.07.1944). Награжден орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени (19.01.1943, 2.10.1943, 10.04.1944, 30.04.1945, 1956), орденом Красной Звезды (1951), 5 медалями, в т.ч. "За боевые заслуги" (1946), "За оборону Ленинграда" (1943), зн. "Отличник ВМФ".

27.08.1960 г. уволен в запас по служебному несоответствию, выразившемуся в совершении проступков, порочащих звание военнослужащего. 10.09.1960 г. осужден за изнасилование несовершеннолетней. 19.01.1961 г. лишен звания Героя Советского Союза. Умер в заключении.



В составе 3-го гв. иап было немало асов. Когда в ноябре 1942 г. в полк прибыло пополнение, сержантов-новичков встретили ласково, но недоверчиво. По возрасту они были примерно равны, а самому старшему из них - Шилкову - даже 28, но все они не имели боевого опыта. Впрочем, новички быстро догнали "ветеранов".

12 января 1943 г. начались бои по прорыву блокады Ленинграда. На следующий день старший сержант Шилков вылетел в составе восьмерки под командованием комэска С.Львова [1]. ЛаГГ-3 шли над артиллерийскими вспышками, над ползущей в снегу пехотой. Воздух между землей и облаками был пустынен. Внезапно с земли передали по Радио:
- Сзади вас бреющим два "мессершмитта".

Истребители развернулись, но "мессеры" не приняли боя. Они ушли вверх и скрылись в облаках. "ЛаГГи" пошли за ними. Пробив облака, справа, чуть повыше, заметили ту же пару. Шилков оказался к ним ближе всех. Он развернулся на ведущего и пошел ему в лоб. "Мессер" снова не принял бой. Он рванулся вниз, стараясь зайти под самолет Шилкова. Александр лег "вверх колесами" и устремился за ним. Ме-109 вновь нырнул в облака, Шилков - за ним. Увидев советский летчик не отстает, немец отвесно полез вверх и снова пробоблака.

Выскочив из облаков, Шилков оказался рядом с "мессером" дал две очереди. Из вражеского самолета повалил дым. Опустив левое крыло, он пошел вниз в облака.

Летчик Ме-109 хитрил: почти коснувшись земли, он опять полез вверх. Шилков, который неотступно преследовал свою жертву, снова поймал его в прицел и выпустил еще одну очередь. Левое крыло "мессера" совсем повисло, однако он все еще держался в воздухе и кружил под облаками на двухсотметровой высоте. Шилков поймал его на вираже и дал новую очередь. Пылая, "мессер" упал в лес на северном берегу Невы, возле наших траншей. Шилков прошел над ним совсем низко. Красноармейцы махали "ЛаГГу" руками, подбрасывали в воздух шапки. Это был первый воздушный бой старшего сержанта и первый, сбитый им, самолет противника, который к тому же оказался первым, сбитым летчиками Балтики, в начавшихся боях по прорыву блокады Ленинграда!

Приземлившись и едва выйдя из кабины, Александр начал взволновано рассказывать друзьям, как зашел в хвост "мессершмитту"... Но воздух режет ракета и самолеты снова поднимаются в небо. Ожесточенные воздушные бои идут почти каждый день. 14 января прославленный балтийский ас И.Каберов [2] ведет шестерку советских истребителей над линией фронта к Шлиссельбургу, прикрывая отбомбившиеся штурмовики. За отходящими штурмовиками устремляется пара Ме-109. Оставив четверку с Шилковым наверху, Каберов вдвоем с ведомым атакует "мессершмитты". Вскоре один из них падает на землю в районе Черной речки. Второй делает "горку" и пускается наутек. Пара Шилков-Прасолов следует за ним. "Мессер" удачно уходит под защиту своих зенитных орудий, а машинам Шилкова и Прасолова серьезно достается. Нужно быть осмотрительнее.

18 января - новый нелегкий бой. Пилоты Цапов [3] и Прасолов отражают атаки истребителей, а тройка Каберов-Шестопалов-Шилков наносит удары по наземному противнику.

Уже 19 января Шилкова поздравляют с первой боевой наградой . орденом Красного Знамени, а на следующий день он и Львов сбивают два ".мессера".

В одном из боев в отчаянное положение попадает И.Каберов. его ведомого, молодого летчика, неожиданно сбили FW-190. Почти пятнадцать минут пришлось Каберову драться один на один с четырьмя самолетами противника. На помощь пришли Цапов и Шилков. Набрав высоту, они атаковали "фокке-вульфы" со стороны солнца. Через минуту, потеряв одного из ведущих и оставшись втроем, FW-190 ушли восвояси. Комэск был спасен.

Над Колпином идут ожесточенные воздушные бои. Немцы пытаются бомбить Ижорский завод. Летчики прикрывают его с воздуха.

Шилкова берет к себе ведомым комэск капитан Каберов. 27 января четверку "ястребков" с земли навели на тройку Ju-88, шедшую под прикрытием пары 109-х "мессеров". Два летчика группы пошли в атаку на пятерку, а Каберов и Шилков остались их прикрывать. Неожиданно из-за облаков показалась еще пятерка "юнкерсов", которая сразу начала бомбардировку наших наземных войск. Каберов атаковал задний "юнкере" и вывел из строя его левый мотор. Нижний стрелок бомбардировщика ответной очередью сорвал с нашего истребителя часть обшивки, повредил масляную и гидравлическую системы. В любой момент мотор могло заклинить. Тем не менее, Каберов повторил атаку и ударил по второму мотору. С третьей очереди мотор вражеского бомбардировщика вспыхнул. Шедший ведомым за командиром Шилков поджег мотор второго "юнкерса".

Выйдя из атаки, капитан обнаружил двух "мессеров" и резко развернул машину влево. Ведомый четко повторил маневр комэска. Мимо них, выписывая замысловатые фигуры, кувыркался "мессер", сбитый одним из летчиков группы. Однако вскоре обнаружилось, что число истребителей врага нисколько не уменьшилось, а даже возросло. Сразу четыре истребителя противника атаковали ведомого. Один из ".мессеров" пытался зайти под самолет Шилкова. Каберов резко сделал "горку" и "иммельманом" вывернул на врага. Стрелял в дыму, почти вслепую, но один из "стодевятых" пошел к земле. На этот раз комэск спас своего ведомого.

Счастье Шилкова, что рядом с ним сражались опытные воздушные бойцы, которые исправляли его ошибки. 10 февраля над Ижорским заводом пятерка Каберова встречает шесть Me-109 и FW-190. В какой-то момент боя Шилков вновь попадает в тяжел положение. Два "мессера" зашли сзади и атаковали снизу.

- Сашка! - предупреждает командир и бросается наперерез вражеским самолетам. Немцы "горкой" уходят вверх и попадают пол огонь Цапова.

За 20 дней боев молодой истребитель сбил 1 Ju-88, 2 Ме-109 и 1 бомбардировщик в паре с Д.Татаренко [4].

21 февраля 1943 г. Александру пришлось сражаться одному с четырьмя истребителями противника. В этом бою летчик был ранен в левое плечо и выбросился с парашютом. У него оказалась раздробленной лопатка и он месяц пролежал в госпитале. Позже, вспоминая этот тяжелый бой, он рассказывал, что, пытаясь уйти от прицельного огня врага, выделывал на своем самолете такие эволюции, которые ни в одном наставлении не были описаны. Друзья метко прозвали такую фигуру "шилкманом". С тех пор, часто рассказывая о выходе из боя, говорили: "Из боя вышел "шилкманом".

Свою неудачу в воздушном бою Шилков перенес стойко, вернулся в строй и снова начал летать. За полгода напряженных воздушных боев он вырос в зрелого воздушного бойца, стал ведущим пары. В бою он первым замечал противника, пытался навязать ему свой излюбленный бой на вертикалях. Летчики уважали Александра за смелость, решительность, рассудительность. В бою он подмечал все и после возвращения указывал каждому на его ошибки, горячился: "Вот здесь ты должен был сделать так, а ты пошел туда... Это нельзя так...". Шилков не был бузотером, хотя мог принять на грудь изрядно. Не принимал он участия и в ночных бдениях летчиков, когда те резались в "очко".

После отзыва комэска И.Каберова в распоряжение Главкома, с 18 августа 1943 г. командование эскадрильей принял Цапов. Когда на острове Сейскаари построили аэродром с ограниченными размерами (600x30 м), И.Цапов взял с собой только летчиков, обладающих высокой техникой пилотирования. В их числе был и Шилков. Сопровождая штурмовики с посадочной площадки, он сбил три вражеских истребителя: финский "бpycmep", немецкие Ме-109 и FW-190. В октябре отважного летчика наградили вторым орденом Красного Знамени.

Когда в феврале 1944 г. фашистов погнали от Ленинграда, наше командование решило высадить десант морской пехоты на побережье Нарвского залива.

... Погодные условия для полета были сложными, сплошная облачность 50-200 м, тем не менее, четверка взлетела. Летчиков вел Цапов, вторую пару возглавлял Шилков. Несмотря на то, что в одной из атак новичок лейтенант Морозов оторвался от группы, летчики втроем сбили в тот день четыре "юнкерса" и один "фокке-вульф". Летчики надежно прикрыли десант, ни одна бомба не упала на наши корабли.

Через некоторое время та же четверка при низкой облачности вновь прикрывала морских пехотинцев. Они встретили 18 пикирующих Ju-87 под прикрытием FW-190.
- В атаку! - приказал Цапов.

Сходу четверка гвардейцев врезалась в строй бомбардировщиков. Цапов сразу же сбил двоих, мог бы атаковать еще, но заметил, что два "фокке-вульфа" зашли в хвост Морозову. Мгновенным разворотом Цапов расправился с ближним к его ведомому фашистским истребителем. Четвертый самолет Ju-87 сбили вместе Шилков и его ведомый Головко. Снова попытка авиации противника отбомбиться по плацдарму и кораблям Балтфлота была сорвана.

17 мая 1944 г. гвардии старший лейтенант Шилков стал заместителем комэска. 22 июля 1944 г. за 141 успешный боевой вылет и участие в воздушных боях, в которых лично сбил 14 и в составе группы 3 самолета противника, командир авиационного звена 2-й аэ 3-го гв. иап 1 -и гв Краснознаменного Балтийского флота гв. лейтенант А.Шилков бь удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего за годы войны Шилков совершил 190 боевых вылетов на ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. Из них 7 на разведку, 31 - на прикрытие кораблей флота; в 40 воздушных боях лично сбил 19 и в группе 3 самолета противника.

В боевых характеристиках на летчика отмечалось, что он вспыльчив, самолюбив, любит быть первым. Он был хорошим спортсменом: высокий, атлетически сложен, с виду богатырь.

После войны, несмотря на солидный для летчика возраст, Шилков продолжил службу командиром 4-й авиационной эскадрильи в 78-м иап ВВС Северного флота. Летал наМиГ-15, МиГ-17. Поступил в Военно-морскую академию.

Как вспоминают сослуживцы, в начале пятидесятых, во время академической стажировки в Калининградской области, А.Шилков совершил серьезный дисциплинарный проступок. Он проходил стажировку на аэродроме Нивинское (близ Багратионовска) в должности начальника штаба полка. В свободное от службы время летчики выезжали в город. И вот однажды Шилков из города не вернулся. Три дня он не приходил на построение. Товарищи как могли скрывали его отсутствие, а сами терялись в догадках. Наконец Александр появился и рассказал, что отлучка была связана с любовным приключением.

- Саша! Нельзя же так. Ты рискуешь карьеру свою погубить, из академии за такие вещи вылететь, да и из армии тоже. Нужно же держать себя в руках.

Трудно сказать, сделал ли офицер соответствующие выводы. В 1956 г. Шилков окончил ВМА и продолжил службу начальником воздушно-стрелковой службы 91-й иад ПВО Черноморского флота.

История, случившаяся с ним, почти в деталях повторяет судьбу другого Героя Советского Союза - Н.Воробьева: тот же город - Севастополь, подружка дочери. Однажды она пришла в гости Шилковым, а дома оказался лишь отец подруги. Полковник, Герой Советского Союза не устоял перед соблазном юной кокетки...романтическая влюбленность девушки в Героя войны и разочарование после знакомства с интимным миром взрослых, оказались для нее слишком большим потрясением. Она не смогла скрыть свое состояние от родителей, и они настояли на том, чтобы дочь написала заявление об изнасиловании. Делу был дан ход.

Полковника Шилкова осудили, дали не так уж и много. Можно было бы начать после заключения жизнь заново, но решительный и волевой, твердый и настойчивый в поступках, он не вынес такого резкого и непредвиденного поворота в своей судьбе и вскоре умер в тюрьме.

Литература.
1.Герои огненных лет. Кн.8. -М.: Московский рабочий, 1985. -
с.376-377.
2.Каберов И. В прицеле свастика. - Л., 1961.
3.Цапов И.И. Жизнь в небе и на земле.- М., 2004.-с. 152-153.
4.Чуковский Н. Молодые истребители // Красный флот. - 1943. - 29 октября. - с.З.

Ссылки
1 Львов СИ. (1917-77) - полковник. Герой Советского Союза (24.07.1943) Ком. эскадрильи.
2 Каберов И.А. (1917-?) - полковник. Герой Советского Союза (24.07.1943). Зам. ком. эскадрильи.
3 Цапов И.И. (р.1922) - ген.-лейт. ав-ии. Герой Советского Союза (22.07.1944). Ком. эскадрильи 3-го гв. иап.
4 Татаренко Д.М (1921-?) - ген.-майор ав-ии. Герой Советского Союза (24.07.1943). Ком. эскадрильи. Кавалер ордена Нахимова 2-й ст.