ПУБЛИКАЦИИ
К биографии Беликова Виктора Матвеевича
Источник газета "Время" (Молдавия) 21 апреля 2005 г.
|
БЕЗ ПРАВА НА ПАРАШЮТ
Его полем боя была только передовая. А оружием – грозный Ил – летающая крепость, которая, ощетинившись всей своей боевой мощью - реактивными снарядами, бомбами, пушками и пулеметами, обрушивалась на врага, приводя его в ужас и смятение.
Трижды сбивали. Дважды горел. И ни разу за всю войну не довелось воспользоваться парашютом: рабочей высотой его самолета был бреющий полет.
Первый боевой вылет он совершил в район Богучар, где в конце сорок второго проходила линия фронта. Через сплошной зенитный заслон группа из 30 самолетов все же прорвалась к цели – танковой колонне противника, и на земле заполыхало адское пламя, в котором как порох вспыхивали вражеские танки, черными воронками калечилась земля. Но особая отметина в памяти - конечно же, первый сбитый самолет.
В феврале сорок третьего противнику удалось окружить наш танковый корпус под Красноармейском, в Донбассе. Виктор получил задание: провести разведку боем, чтобы выяснить вражеские огневые точки. К расчетному району шел под облаками.
Вдруг на мгновение в кабине стало темно: буквально пятью метрами выше, встречным курсом пронесся «Юнкерс-88», мелькнув желтыми крыльями. Видимо, не заметил. И тут взыграл молодой азарт: Беликов развернул самолет и устремился вдогонку. Вот враг уже в прицеле. Нажата гашетка – и «Юнкерс», задымив, камнем полетел вниз. Сердце учащенно забилось: сбил, сбил! И на выполнение основного задания он уже летел окрыленный. Невольно насторожило, что в воздухе противника не оказалось, да и зенитки не стреляли.
Только успел подумать, как на него обрушился шквал огня. Заметив основное скопление зениток, дал по ним залп из реактивных установок, сбросил бомбы и уже собирался возвращаться, как почувствовал, что в двигатель попал снаряд. Мотор загорелся. Из-под приборной доски повалил дым, появилось пламя. Задымились унты. Ничего не оставалось, как сесть прямо на фюзеляж: в полете перебило шасси.
Выскочив из кабины со стрелком–радистом Леонидом Гиричем, потушили одежду, забросали снегом горящий двигатель. Откуда ни возьмись – мальчишка: «В селе немцы!». Схватили карты, документы и рванули в другую деревню. Там учительница спрятала их в подполье, ночью вывела за околицу, а через три дня они уже были среди своих. Правда, потом два дня их проверял СМЕРШ (военная контрразведка): ведь они побывали на оккупированной территории.
Но самым жестоким испытаниям «крылатые танки» подвергались в воздушных боях. В небе над станцией Мокрое, близ Запорожья, 18 илов уже отбомбились и собирались лететь домой, когда в наушниках прозвучал встревоженный голос: «Юнкерсы!». Конечно, «юнкерсы» не представляли большой угрозы для илов, но бомбардировщиков обычно сопровождали истребители прикрытия – «мессеры». И действительно, в следующую же секунду «мессеры» ринулись в атаку.
В такой ситуации при взаимодействии всех экипажей особенно важно замкнуть круг. В хвост к последнему штурмовику уже прилепились два «мессера», протянули трассу выстрелов. Скорей на помощь! Беликов дает залп из пушек и пулеметов, и фашисты прекращают атаку. Илы используют способность летать на малых высотах и резко уходят на бреющем. И все же один «мессер» успевает «зацепиться» за самолет Беликова. Все ближе огненная цепочка. На выручку бросается его ведомый, меткой очередью «прошив» фашиста, и тот камнем устремляется к земле.
Схватка длилась считанные мгновения. Но в воздушном бою это целая вечность. И из этой вечности они вышли победителями, сбив три самолета. Но под Белгородом они уцелели чудом, когда бомбили переправу через Донец. Уже дали залп из реактивных установок и готовились нанести бомбовый удар по скоплению живой силы противника, но снизу незаметно подкрался «фокке-вульф» и буквально «прошил» штурмовик Беликова несколькими снарядами.
Один снаряд прошел в миллиметре от головы, вторым отбило хвостовую часть, а третий угодил в двигатель. На подбитой машине, перескочив через расположение противника, с двумя невыпущенными бомбами по 250 кг, он дотянул до расположения наших войск и приземлился на грунтовой дороге.
- Вообще мне на войне везло, - рассказывает Виктор Матвеевич. Помню, под Луцком мы готовились к Сандомирской операции, наша разведка оплошала – и нас «вычислили» и разбомбили на земле. Я побежал тогда к щели, но не нашел ее, лег вдоль дороги. Осколком бомбы ударило по ногам, стало горячо в пояснице, и я почувствовал, как заструилась кровь. Едва бомбежка прекратилась, я сгоряча сделал два шага и свалился неподалеку от щели, которую искал. А щель оказалась буквально развороченной прямым попаданием бомбы (если бы я был там?!).
Пять месяцев провалялся в госпиталях, потом вместо санатория поехал в отпуск к родителям, под Кинешму. Когда шел по деревне с палочкой, его не узнали. На груди к тому времени красовались два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». Потом с фронтом двинулись на Запад, - вспоминал В. Беликов, - где довелось участвовать в Ясско–кишиневской операции.
День Победы полк встретил в немецком городе Кюльпенау. Рано утром разбудил командир полка: “Вставай, немцы напали!”. Он вскочил, спросонья не понимая, куда бежать, слышал - кругом сплошная стрельба. А командир полка смеется: “Победа!”.
Выскочили и тоже давай палить в воздух. Потом вернулись в казарму, и первая мысль оказалась до смешного наивной: отныне постель надо будет заправлять аккуратно. Летчикам-штурмовикам, в каждом полете рисковавшим жизнью, за сто боевых вылетов присваивалось звание Героя Советского Союза. Беликов совершил 128 вылетов - и остался в живых. 24 июня 1945 года в составе сводного полка 1-го Украинского фронта участвовал в параде Победы на Красной площади.
28 послевоенных лет Виктор Беликов проработал в Кишиневском аэропорту – руководил полетами с земли, приходил на помощь экипажам, попавшим в сложные условия.
В мартовский день 1963 года руководитель полетов ждал самолет из Одессы. Вот АН-24 появился на экране локатора. Неожиданно самолет стал выписывать в небе непонятные, немыслимые пируэты. Виктор Матвеевич схватил микрофон: “Борт, борт! Что происходит?”. Но экипаж безмолвствовал.
Интуиция и опыт подсказывали: на борту что-то происходит. Виктор Матвеевич тут же поднял по тревоге аварийные службы, доложил руководству. Нервы напряглись до предела. А самолет молчал, то взмывая вверх, то падая вниз. Потянулись тягостные минуты ожидания. А в воздухе не на жизнь, а на смерть шла схватка Анатолия Шевелева и Владимира Байдецкого с бандитами, решившими угнать самолет за границу.
Теряя сознание, истекая кровью от огнестрельных и ножевых ран, они продолжали бросать самолет из стороны в сторону, пытаясь сбить бандитов с ног. Придя в сознание, в последнюю секунду вырвали самолет из пике и упали на виноградники. А «скорые» и «аварийные» уже мчались на помощь. И первым, кого увидели летчики, открыв глаза, был руководитель полетов Виктор Беликов.…
Сегодня Героя Советского Союза Виктора Матвеевича Беликова, к сожалению, нет среди нас. Всего два года он не дожил до 60-летия Великой Победы. Но его ученики А. Истратий, Н. Сопилка, В. Вартик, В. Аржинт, В. Кучинский в строю. Его дело в надежных руках… Для увековечения исторической памяти героя Государственная администрация гражданской авиации РМ, совет ветеранов авиаторов, жители поселка «Аэропорт» обратились с ходатайством в примэрию Кишинева назвать улицу авиагородка именем Виктора Беликова.
Виктор ЗАПОРОЖЕЦ
|