ПУБЛИКАЦИИ

К биографии
Шилова Михаила Ильича


Источник
Зильманович Д.Я. На крыльях Родины: Документальные очерки. - Алма-Ата: Жалын, 1985. С. 23-25


ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ШИЛОВ МИХАИЛ ИЛЬИЧ

Родился 2) сентября 1921 года в деревне Кобяки Ивановской области. Русский. Член ВЛКСМ. Закончил семилетнюю школу в селе Филосово. По путевке комсомола был направлен в летную школу в городе Великие Луки, а оттуда - в 1е Чкаловское военное авиационное училище. В октябре 1939 года получил звание младшего лейтенанта-пилота.

Его самостоятельная служба началась в 42-м истребительном авиационном полку. За полтора года до начала Великой Отечественной войны Шилов попал в 69-й истребительный авиаполк, к тому времени уже базировавшийся в Одессе.

Война длилась для Михаила Шилова всего три месяца и один день. Но за этот короткий срок он обессмертил свое имя.

В 164 боевых вылетах он проявил себя бесстрашным воздушным бойцом, произвел 64 штурмовки живой силы, позиций и техники врага, выполнил 22 полета на разведку и провел 41 воздушный бой, в котором лично сбил 4 и в группе с товарищами 2 самолета противника.

13 августа 1941 года за доблесть, мужество и геройство, проявленные в боях при обороне города Одессы, младший лейтенант Михаил Шилов был представлен к высшей правительственной награде - ордену Ленина, которым и был (посмертно) награжден постановлением военного совета Южного фронта 5 ноября 1941 года.

За отличное выполнение боевых заданий, доблесть и геройство Михаил Ильич Шилов 10 февраля 1924 года (посмертно) удостоен звания Героя Советского Союза в числе первых 12-ти Героев полка.

ЛЮБИМЕЦ ПОЛКА

Прибывшего в 69-й авиаполк Михаила Шилова определили в четвертую ночную эскадрилью. Он был одним из молодых по возрасту летчиков, но так настойчиво стремился совершенствовать навыки, что уже к лету сорокового года стал одним из лучших воздушных снайперов полка.

В один из майских диен сорок первого года ему пришлось вылететь на учебный бой с опытным пилотом полка - комиссаром эскадрильи Ф. Н. Дубковским. С земли видели, как молодой летчик смело пошел навстречу "противнику" и завязал с ним "бой". Стараясь зайти в хвост самолету Дубковского, Шилов набрал высоту и пошел на него в атаку. Но "противник" ушел от удара и в свою очередь с боевого разворота атаковал Шилова. Тот увернулся, а затем вновь ринулся и попытался взять Дубковского в прицел. И так несколько раз, пока не убедился, что Дубковский все ж "поймал" его первым.

- Молодому летчику Шилову, - отмегил на разборе командир, - сегодня не удалось одолеть комиссара Дубковского, но он показал знание маневра, техники воздушного боя, а главное - проявил настойчивое стремление к победе...

В то лето к Шилову с первыми успехами в овладении высотами пришла и радость первой любви. Он строил планы на будущее, радовался мирным, счастливым дням...

И вот война, внезапно опалившая своим дыханием родную землю, нарушившая мир и покой.

Уже на трети день Шилову пришлось участвовать в воздушном бою с врагом. Пятнадцать И-16 атаковали восемнадцать фашистских бомбардировщиков, пытавшихся нанести удар по важным наземным объектам. "Юнкерсы" шли немного ниже и по курсу правее и были еще на значительном расстоянии, когда майор Шестаков повел группу истребителей навстречу им, набирая высоту. Шилов держался своего места в строю и боялся лишь одного, как признался он после боевого вылета.- не упустить момента атаки. И чуть было HR упустил, хорошо, что заметил, как опустил нос самолета для перехода в атаку шедший рядом пилот. Мгновенно последовал его примеру. Все самолеты группы атаковали бомбардировщиков сверху слева. Затем развернулись и повторили атаку справа, но уже по изменившим курс и удалявшимся от станции Раздельной бомбардировщикам.

Шилов обратил внимание, что, собирая группу для второй атаки, Шестаков переложил свой самолет с крыла на крыло и подал сигнал подойти к нему поближе. Атакуя "юнкерсы", Михаил увидел четко выделявшиеся на их плоскостях черные кресты и, держа их в перекрестии прицела, открыл огонь. Когда проскочили под строй "юнкерсов", он изготовился к следующей атаке, но команда "следовать домой" остановила его.

На разборе командир отметил Шилова в числе тех, кто четко держался строя и прицельно вел огонь. Он сделал заключение, что, благодаря таким действиям, летчикам группы удалось заставить самолеты противника повернусь на север и тем самым предотвратить налет на Одессу.

В этом полете Михаил впервые увидел, как падал сбитый звеном Шестакова вражеский бомбардировщик. Однополчане помнят, что, возвратившись с задания, Шилов собрал летчиков своего звена и всех тех, кто на земле готовил для них самолеты к бою, и стал воодушевленно рассказывать о мастерстве их командира.

Первый успешный бой с противником придал Шилову уверенность в своих силах. Как бы там ни было, а уверенность - качество для летчика отнюдь не последнее. При всех прочих равных условиях оно может сыграть решающую роль в бою. В этом Михаил убедился в своих последующих вылетах. Ко дню создания Одесского оборонительного района Шилов уже имел немалый опыт ведения воздушных боев и нанесения штурмовых ударов по фашистским войскам. Будучи командиром звена, он чувствовал свою ответственность не только перед командованием полка, эскадрильи, но и перед своими летчиками, и в каждом боевом вылете старался действовать на пределе возможностей. Впрочем, и обстановка побуждала к этому.

6 августа Шилов в составе группы из четырнадцати И-16 участвовал в штурмовке скопления живой силы противника в районе Соше-Островское, танковых колонн на дорогах Павловка - Кассель и Павловка - Гросулово.

Два дня спустя Михаил а группе из пятнадцати самолетов вновь атаковал живую силу противника, помогая частям 25-й дивизии вести оборону.

А наутро перед строем эскадрилий были зачитаны две телеграммы. В одной генерал И. Е. Петров благодарил авиаторов за отличную работу 8 августа, во второй командование полка ставило в пример всем эскадрильям в числе других боевую работу младшего лейтенанта Шилова, отлично действовавшего в вылетах на штурмовку вражеских войск.

* * *

Многие из ветеранов полка вспоминают Шилова как мастера крутого пикирования и превосходного воздушного снайпера. Он умел выводить самолет из пике в самый последний момент, каким-то особым чутьем определяя критическое расстояние, отделявшее его от земли. В эти секунды снизу обычно с тревогой следили, как группа Шилова выходила из пикирования и как затем в самый нужный момент наносила разящий удар но цели.

- Я всегда вижу и чувствую землю, - объяснял Михаил командиру полка, -и прекращаю штурмовку только тогда, когда убеждаюсь, что враг накрыт.

Особенно яростно штурмовал Михаил зенитки, видя в них главное препятствие выполнению штурмовок позиций противника. Вывести из строя зенитную батарею было делом сложным и опасным. Однако Шилов смело шел на ее огонь и часто добивался успеха.

Он пользовался любовью всего полка.

Особенно привлекали в нем отзывчивость, душевный такт, добрый нрав. Техники знали его как человека, который бережно относится к своему самолету и уважительно - к их труду.

Часто бывало так. Вернувшись с задания, Михаил не торопясь вылезал из кабины, снимал парашют, укладывал его на плоскость самолета, благодарил их за то, что "мотор работает как часы", оружейников - за безотказные действия вооружения, а потом начинал описывать подробности боя.

В его рассказах о боевых вылетах всегда звучала хвала самолету, о котором Шилов говорил как о живом существе. Он восхищался верткостью и легкостью машины в воздухе - качествами, которые всегда помогали ему в трудных ситуациях.

В общем-то, он имел основания восхищаться своим "ишачком" под номером 9. К 20 сентября он совершил на нем свыше 160 полетов, уничтожил вместе с Череватенко орудие вражеской дальнобойной артиллерии, обстреливавшей аэродром. Часто он оказывался в труднейших ситуациях. Прилетал с поврежденными плоскостями и фюзеляжем, но всегда верный "ишачок" не подводил, дотягивал до своего аэродрома.

* * *

В воскресенье 21 сентября, в день своего рождения, Михаил Шилов трижды вылетал на боевые задания. В третьем полете в составе девяти И-16 и трех ИЛ-2 Шилов штурмовал пехоту противника и минометные батареи в лощине. При выходе из восьмой атаки наши самолеты вели бой с восемью ПЗЛ-24. Три самолета противника были в том бою подбиты нашими истребителями. Один из них упал в район Лилиенталя "и горел свечой, - по выражению Рыкачева, - в честь именинника", два других со снижением ушли в западном направлении.

Ему только что исполнилось двадцать лет. И жить бы ему да жить, но война была неумолима, и в этот последний в своей жизни день рождения Михаил Шилов, подчиняясь се законам, сражался с врагом своей Отчизны, с врагом, посягнувшим на его молодость и счастье.

В первый день нового, 21-го года своей жизни Михаил Шилов участвовал в знаменательном в истории полка штурмовом налете на аэродромы Бадей и Зельцы, разделив с боевыми товарищами радость одержанной победы.

А через день его не стало...

В тот день, 23 сентября 1941 года, "...одиннадцать И-16 и два ИЛ-2, получив задачу нанести удар по скоплению войск противника в районе Выгоды, штурмовали пехоту противника, были обстреляны сильным огнем ЗА и ЗП, - читаем в оперативной сводке штаба полка, - вели бой с десятью ПЗЛ-24 и пятью Ме-109. Лейтенант Шилов погиб..." [24]

Скупые строчки боевого донесения. А сколько за этим мужества и отваги.

Михаил Шилов решил отвлечь на себя "мессеров". И ему это удалось, рассказывают летчики. Пять фашистских машин устремились за ним. Связав их боем, Шилов дал возможность остальным нашим истребителям нанести еще удар по станции и эшелонам на ее путях.

Продолжая неравный бой, Шилов искусно пользовался маневренными возможностями своего И-16, В какой-то момент он резко сбавил газ и перевел свой ястребок на скольжение, чтобы увернуться от наседавшей пятерки "мессеров". Погнавшийся за ним Ме-109 проскочил мимо на большой скорости, и Шилов меткой очередью зажег его. Оставшаяся четверка Ме-109 продолжила преследовать Шилова, стараясь зайти ему в хвост. Одному из вражеских летчиков удалось это сделать. Три "мессершмитта" кружились с Шиловым в карусели, а четвертый подобрался снизу и дал по И-16 длинную очередь...

Наши летчики видели, как самолет Михаила, потеряв управление, начал резко снижаться, а затем перешел в беспорядочное падение. Когда Шилову все же удалось вывести истребитель в планирование, то у его товарищей появился луч надежды: может быть, он дотянет до своей территории. Но горящий самолет врезался в землю.

Так погиб Михаил Шилов, мужественно и самоотверженно сражавшийся с врагом до последнего дыхания, погиб как герой.

В день гибели, 23 сентября, Михаил Шилов был представлен к званию Героя Советского Союза.

Еще шла война, а в родных Рудниках и Вычуге земляков Михаила Шилова его имя и героические подвиги вдохновляли на доблестный труд, приближавший победу над немецко-фашистскими захватчиками. Пионерские отряды приняли имя своего героя, а текстильщики Ногинской фабрики в Вычуге собрали 150 тысяч рублей на строительство звена самолетов его имени.

В начале 1942 года на имя Ильи Кузьмича Шилова в Вичугу пришло письмо, подписанное командиром 9-го гвардейского авиаполка гвардии подполковником Л. Л. Шестаковым.

"Ваш сын, Михаил Ильич Шилов, - писал Шестаков, - пал смертью героя при защите Одессы. Этот город, давший нашему народу таких людей, как лейтенант Шмидт, матрос Матюшенко с броненосца "Потемкин", славный герой гражданской войны Григорий Котовский и другие, в один ряд с этими славными именами поставил имя Вашего сына - Героя Советского Союза Михаила Ильича Шилова. Для нас он всегда останется примером исключительной отваги и мужества, беззаветной преданности своему воинскому долгу.

Его могучая грудь, в которой билось прекрасное русское сердце, при жизни не украсилась Золотой Звездой, тем знаком, которым выделяют лучших своих сыновей, героев из героев нашего народа. Однако сердце храброго воина Михаила Шилова будет светить и указывать путь нашей молодежи к бесстрашным подвигам".

Имя Героя начертано на мемориальной доске в сквере у Одесского академического театра. Его имя носит одна из улиц города, и останки его покоятся на Аллее Славы под неугасимым пламенем Вечного огня.