ПУБЛИКАЦИИ

К биографии
Сухорукова
Ивана Александровича


Источник
газета
"Пенсионер смоленщины",
- 1997. - № 2(28).


СМЕРТНИК ИЗ 805-ГО ПОЛКА

23 марта 1997 года полковнику в отставке, летчику-штурмовику Ивану Александровичу Сухорукову исполнится 75 лет. За плечами - полная тревог, опасностей жизнь. Родился в 1922 году. С детских лет работал в колхозе, учился в школе ФЗУ. Одновременно занимался в аэроклубе. Летную школу закончил в сентябре 1941 года и сразу на фронт, где в срочном порядке переучился для полетов на ИЛ-2.

Иван Александрович освобождал Северный Кавказ, Кубань, Крым, Украину, Белоруссию, Польшу, Берлин. Он сделал около ста вылетов, из них 70 - в качестве ведущего группы.

За время войны уничтожил 18 танков, 35 автомашин с грузами, 13 орудий, 3 самолета, 3 склада с горючими и боеприпасами, 2 баржи с грузами и живой силой в Черном море.

Награжден: золотой звездой Героя Советского Союза, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды, 18 медалями.

Беседу с Иваном Александрович я начал нетрадиционно:

- Я прочитал о многих боевых эпизодах, в которых Вы участвовали, и вот на что обратил внимание. Каждый раз Вы смертельно рисковали. Штурмовики - это смертники, почти камикадзе.

- На фронте рисковали все летчики, но штурмовики особенно. Ведь мы штурмовали очень важные объекты: склады, танковые колонны, вокзалы, артиллерию, пехоту. Кончено, все это немцы прикрывали зенитными орудиями, пулеметами, а сверху истребителями. Нас фашисты люто ненавидели, ведь ИЛ-2 имел очень сильное вооружение: 600 кг бомб, 8 эрэсов, 4 пушки, пулемет. У немцев не было такого самолета-танка. Если мы прорывались к цели, она неминуемо уничтожалась. Поэтому по нам стреляли из всего, из чего можно было стрелять. Штурмовики возвращались с десятками пробоин, порой на "честном слове".

В июле 1942 года я и два моих друга разрушили переправу через Сверенный Донец, по которой переправлялись танки врага. Полетели назад. На нас набросилась стая "мессеров". Друзья погибли, меня ранило в голову и спину. Одного фашиста я сбил, но пришлось падать в расположение своих войск.

В 1943 году мне пришлось два раза падать на нейтралке. А сколько раз едва возвращался домой на изувеченной машине. Был такой фильм "Дожить до рассвета". Мы мечтали дожить до ночи. Каждый день - несколько вылетов. Были Фактически смертниками, но не роптали. Потому что знали: враг силен. Победить его можно было только мобилизовав все силы и волю, все мастерство.

Иногда получали казалось бы невыполнимые приказы, но мы их выполняли.

- Было и такое?

- Конечно было. 14 января 1945 года нашему полку приказали подрежать наступление войск ударной армии. Но погода была совершенно нелетной: густой туман, а наши самолеты не были приспособлены для полетов в нем. Но мы полетели с Витей Куклиным, зная, что вряд ли вернемся назад. 5 минут ушло на расчеты. Через 10 взлетели. Видимости никакой. На бреющем летим в указанный район. Долетели за 20 минут до Вислы. И, чудо! Левый берег свободен от тумана. Отбомбились по танкам и САУ врага, проутюжили пехоту пушками и пулеметами. Опять 25 минут полета в тумане. Нервы напряжены до предела, но долетели. Приказ выполнили. Командующий объявил нам благодарность.

Почти такой же эпизод был у меня на Малой земле, к которой я летел при большой облачности через Главный Кавказский хребет. Весь полет моя жизнь, как говориться, висела на волоске. Но ничего, и на это раз обошлось. А вот еще эпизод. В сентябре 1943 года ч вел два звена штурмовиков. Задача - разбомбить караван противника на Черном море, который следовал в Новороссийск с боевой техникой и войсками. Нас встретила стена заградительного огня, а сверху "мессера". Но мы прорвались и потопили два транспорта. Мой самолет получил тяжелые повреждения, стала падать скорость. На меня набросились вражеские истребители. Хорошо они меня "поклевали" тогда, но и я завалил одного. Еле долетели до ближайшего аэродрома. И так было почти каждый день вплоть до окончания войны. Из всего полка за два года осталось только два "старика".

- Как сложилась жизнь после войны?

- До 1936 года служил в Германии. С 1947 году стал летать на первых реактивных истребителях. С 1949 по 1954 годы учился в военно-воздушной академии. Служил до 1976 года. Потом работал а агропромышленном объединении инженером по энергетике.

- Что вам не нравится в сегодняшней жизни?

- Постоянная травля армии в СМИ и по телевидению. Нас, победителей, изображают какими-то дураками, вроде придурка Чонкина. Критиканы - демагоги, ни дня не служили в армии, а мнят себя стратегами, безбожно врут о Великой Отечественной войне, об армии и тех, кто отдает свою жизнь служению Отечеству. Но я думаю, что это все проходящее. Историю не перепишешь.

Интервью вел Н. Стариков.