ПУБЛИКАЦИИ
К биографии Устинова Дмирия Фёдоровича
Источник Устинов Д.Ф. Во имя Победы. - М.: Воениздат, 1988 с.36-41.
|
ВЫБОР
Стройка под Балахной была, по сути, первым опытом моей самостоятельной работы на производстве, участия в жизни большого трудового коллектива, в деятельности крупной партийной организации. Затем мне довелось жить, работать и учится в Иваново-Вознесенске. Биография этого города и всего края богата революционными и трудовыми делами. Здесь еще и 1905 году был создан первый в России Совет рабочих депутатов И после Февральской революции, и в дни Октября ивановские рабочие составляли часть революционного авангарда российского пролетариата. Одними из первых в Советской Республике они организовали боевые отряды для защиты завоеваний Октября от иностранной военной интервенции и белогвардейщины. Высокую оценку [35] их действий дал в апреле 1920 года В. И. Ленин "Иваново-вознесенские, питерские и московские рабочие, — говорил он, — перенесли за эти два года столько, сколько никогда не переносил никто другой в борьбе на красных фронтах". В Иваново-Вознесенске вели активную революционную деятельность Ф. А. Афанасьев, А. С. Бубнов, С. И. Балашов, П. П. Постышев, М. В. Фрунзе, другие большевики-ленинцы.
Работать я поступил на одно из старейших предприятий города — текстильную фабрику, которая носила имя рабочего Федора Зиновьева. Федор — партийная кличка Георгия Степановича Зиновьева. Еще в дооктябрьское время он был активным организатором революционных маевок и погиб от рук царских палачей.
Когда я пришел на фабрику, на ней полным ходом шла реконструкция. Только в 1928 году здесь было установлено больше четырехсот новых станков Меня приняли сначала слесарим в механический отдел, а потом назначили машинистом дизеля Работа на фабрике запомнилась мне по-боевому четкой организацией, крепкой дисциплиной, атмосферой дружбы и сплоченности трудового коллектива, ревностно оберегавшего славные революционные традиции. Да еще, пожалуй, тем, что жил я здесь по еще более уплотненному графику: помимо основной работы и выполнения партийных и общественных обязанности мне приходилось много и упорно заниматься. Дело в том, что у меня было огромное желание учиться и я поставил перед собой задачу во что бы то ни стало подготовиться к поступлению в институт. Нужно было восстанавливать и пополнять знания. Днем работал, поэтому для учебы оставались практически лишь вечера, нередко прихватывались выходные и праздничные дни.
Много приходилось заниматься партийной и общественной работой. Коммунисты фабрики избрали меня в партийное бюро, поручили вести агитационно-пропагандистскую работу. Кроме того, на районной комсомольской конференции меня избрали в состав райкома ВЛКСМ, а на пленуме райкома — в его бюро. А так как любое поручение, любое дело я привык выполнять на совесть, время приходилось распределять буквально по минутам.
Повседневная общественная работа дисциплинировала, требовала особой собранности, умения заниматься с полной нагрузкой. И конечно, учила чуткости и внимательности к людям, бережному отношению к мнению и опыту коллектива.
С особой ответственностью относился я к агитационно-пропагандистской работе. После XV съезда партии, принявшего директивы о составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, развернулась подготовка к наступлению социализма по всему фронту. Это вызвало упорное сопротивление капиталистических элементов внутри страны. А их было тогда, в конце 20-х годов, не так уж мало — более 4,5 процента населения. Примерно четверть розничного товарооборота и шестая часть промышленной продукции находились в руках нэпманов. Пятая часть товарного хлеба приходилась на кулаков.
В нэпмане и кулаке видела международная реакция свою опору в борьбе за срыв социалистического строительства в СССР. Враждебная пропаганда спекулировала на трудностях с хлебом. Мы мобилизовали все наличные партийные силы, всех коммунистов и комсомольцев для бесед с людьми, проведения громких читок газет в бригадах, на участках и в цехах. Мы старались теснее увязывать эти беседы с конкретными делами и задачами фабрики. Уже тогда нам удалось добиться, что вопрос на фабрике ставился так: если работник не выполнил план, не позаботился о качестве продукции, вовремя не пресек бесхозяйственность, расточительство, значит, у него нелады с дисциплиной. Нашим девизом было работать на совесть. И мы старались, чтобы этот девиз для каждого стал не только словом, а конкретным делом.
Одно время начал появляться брак при производстве ситца.
По решению партячейки мы тут же занялись выяснением причин брака И когда они стали ясны, то посоветовались с рационализаторами и поставили вопрос об устранении этих причин перед всем коллективом. Поступило множество различных предложений. Это было убедительным свидетельством огромной заинтересованности рабочих в успехе общего дела. Наконец, выбрали и внедрили лучшее предложение. Брака не стало.
Вспоминается и другой случай. Как-то на одном из наших двух дизелей произошла авария. Стали разбираться. Оказывается, помощник механика, его звали, как мне помнится, Семен Лысенин, заметил неисправность в трансмиссии и, чтобы предотвратить поломку, дал команду выключить дизель, не предупредив об этом машиниста. Работник он был хороший, прилежный и исполнительный, к тому [37] же партийный. Так что руководствовался он самыми лучшими побуждениями. Но знаний и опыта у него не хватило, действия его были неправильными, в результате из строя вышел шкив, станки в цехах остановились.
Ликвидировав аварию, совали открытое общее собрание партийной ячейки. Лысенину, конечно, досталось крепко. Но не менее острая критика была и в адрес тех, кто по должности отвечал за надежную работу машин и механизмов, за подготовку обслуживающих их людей. Собрание решило досконально проверить все оборудование фабрики. По этому решению было тщательно изучено положение дел с подготовкой кадров, качеством обслуживания техники, порядком на рабочих местах. С оценками и выводами ознакомили дирекцию, наметили мероприятия по устранению недочетов, мобилизовали коммунистов, всех рабочих на их устранение. Партячейка взяла под свой контроль качество технической учебы, обмен передовым опытом работы на технике.
Остро ощущали мы недостаток в квалифицированных технических специалистах — инженерах и техниках, которые не только имели бы высокую профессиональную подготовку, но и общие с рабочим классом интересы, были бы для него своими. Это была важнейшая общепартийная, общегосударственная задача. Решая ее, партия расширяла сеть высших технических учебных заведений и техникумов, направляла на учебу коммунистов, имеющих опыт партийной, советской, профсоюзной и производственной деятельности. С 1 сентября 1928 года в числе других ивановских рабочих коммунистов я стал учиться на подготовительных курсах при Иваново-Вознесенском губкоме ВКП(б).
Все, что происходило на фабрике, на курсах, вообще в Иваново-Вознесенске, отражало процессы, характерные в целом для страны, которая вступала в 1929 год — год коренного перелома в социалистическом строительстве. Что означал этот перелом? В промышленности — ускорение темпов социалистической индустриализации. В сельском хозяйстве — поворот основной массы крестьянства на путь колхозов. Мысли, чувства, настроения рабочей массы — и партийной, и беспартийной — отразились в ленинской статье "Как организовать соревнование?", написанной Ильичем в 1917 году, а в 1929 году впервые опубликованной в "Правде" Эта статья и определила магистральное направление нашей работы.
И когда и апреле 1929 года XVI партийная конференция приняла первый пятилетний план развития народного хозяйства страны, он был встречен твердым рабочим словом: "Пятилетку — в четыре года!" И, как известно, рабочие слово свое сдержали.
Осенью 1929 года я стал студентом Иваново-Вознесенского политехнического института. Студенческая пора для всех, кто учился в вузе, совершенно особая. Эго пора, когда человек, сделав выбор своей жизненной цели, своей дальнейшей дороги, готовится к тому, чтобы идти по избранному пути. Готовится — значит, как говорят, работает "на прием", с тем чтобы впоследствии обеспечить максимальную отдачу. Его ум, его сердце, его душа открыты знаниям, впечатлениям, чувствам и жадно впитывают их. Словом, человек приобретает багаж, с которым ему идти дальше уже в новом качестве. Идет напряженная внутренняя работа, созидается личность. Прекрасная пора...
Учился я на механическом факультете, в группе подготовки инженеров-технологов по холодной обработке металлов. В группе собрались в основном такие же, как и я, рабочие. Значительной была партийная прослойка, что определило самый серьезный настрой группы на учебу. Сказывались, конечно, отсутствие у большинства из нас систематической общеобразовательной подготовки, значительные перерывы в учебе. Все это нужно было компенсировать за счет настойчивости, собранности, целеустремленности.
Никаких скидок преподаватели нам не делали, да мы и сами поблажек себе не давали. Каждый понимал, что раз в такое трудное время, когда стране нужны квалифицированные рабочие руки, нам предоставлена возможность учиться, значит, учиться должны по-настоящему.
Иваново-Вознесенский политехнический институт был создан в 1918 году по инициативе М. В. Фрунзе, в ту пору председателя губернского исполкома, на основе эвакуированного во время первой мировой войны из Риги политехнического института и за первые десять лет существования подготовил 382 специалиста с высшим образованием. По современным меркам эта цифра кажется незначительной, но это было громадное достижение молодой Республики. Его значение тем более велико, что в труднейшие послеоктябрьские годы в Иваново-Вознесенске была подготовлена прочная база для расширения института, увеличения числа выпускаемых им специалистов. Ко времени моего поступлении здесь обучалось уже около полутора тысяч студентов, а ежегодный выпуск достиг показателя, равного суммарному числу выпускников за все предшествующее десятилетие. Институт готовил для народного хозяйства страны агрономов, химиков, строителей, механиков, экономистов, текстильщиков и других специалистов.
Конечно, мы гордились тем, что учимся в таком институте. База его, несмотря на нехватку помещений, оборудования, позволяла сделать учебный процесс интересным и плодотворным. Например, механическое отделение, на котором я учился, имело неплохие по тому времени лаборатории физики, тепловых двигателей, паровых котлов, воды и топлива, электротехническую, испытания материалов, механическую мастерские, кабинеты деталей машин и прикладной механики, машиностроительного черчения. В них студенты наряду с закреплением теоретических знаний приобретали навыки экспериментирования, создания и эксплуатации техники, обработки материалов и другой работы.
Многие преподаватели работали в институте с первых дней его существования. Кафедру тепловых двигателей возглавлял старейший профессор института В. В. Сушков. Он читал лекции по курсу термодинамики и теории двигателей. Это был не только ученый-теоретик, но и крупный практик, опытный инженер-механик. Поэтому его лекции содержали много цепных прикладных рекомендаций. Признаюсь, я был очень рад, когда узнал, что позднее, уже в 1946 году, за большую научно-практическую деятельность Сушкову без защиты диссертации была присуждена ученая степень доктора технических наук. Его учебники "Техническая термодинамика", "Двигатели внутреннего сгорания" и другие не раз переиздавались и пользовались больше" популярностью у нас в стране и за рубежом.
Прекрасно знал и вел свой предмет доцент Н. А. Власов. Он преподавал теоретическую и прикладную механику. Питомцы института во многом были обязаны ему глубокими знаниями по теории машин и механизмов. Большой объем практических работ выполнялся по курсу начертательной геометрии, которую преподавал доцент Д. А. Заводчиков. Мы выполняли по 12-14 листов только зачетных графических работ. Я не случайно назвал эти работы зачетными. Сдача преподавателю чертежа всякий раз превращалась, по существу, в экзамен, на котором скрупулезно проверялись знания теоретических положений и практическое исполнение задания. Это требовало от нас серьезного, ответственного отношения к делу, большой самостоятельной работы, объем которой увеличивался еще и потому, что тогда не было учебников по этому курсу, по регламентации чертежей в машиностроении. [40] Хорошие навыки черчения, ивановская "школа" начертательной геометрии очень пригодились мне в дальнейшей учебе, а впоследствии — в практической работе.
Известно, что первый курс учебы в вузе по-особому труден для студентов. Он требует коренной перестройки ритма жизни, многих наклонностей и привычек. Поначалу нам казалось странным: читаются лекции, но никто не спрашивает, как понят, как усвоен, как выучен "урок". Но вскоре начались семинары, лабораторные работы, практические занятия в мастерских. И оказалось, что материал лекции не просто теория, он имеет самое непосредственное отношение к практике и его нужно усваивать по-настоящему.
В нашей студенческой жизни львиную долю времени, естественно, занимали учебные дела. Но мы были людьми молодыми, полными сил и энергии, поэтому не довольствовались одной учебой. Активную работу вели партийная и комсомольская организации института. Кстати, коммунисты избрали меня членом институтского партийного бюро, а комсомольцы — своим ответственным секретарем. В партбюро мне поручили заведовать культкомиссией, видимо учитывая мой балахнинский опыт. Не последнюю роль сыграло, наверное, то, что я и сам всегда любил хорошую песню, лихую пляску, добрую шутку.
Очень весело проходили в институте вечера отдыха. Как правило, к ним готовились небольшие театрализованные представления, сценки из студенческой жизни, концерты художественной самодеятельности. Были у нас и свои солисты — певцы и танцоры, чтецы и фокусники. Ни один концерт не обходился без пользовавшихся неизменным успехом "силовых" акробатических номеров, тем более что крепких ребят было достаточно. Студенты любили танцы. Танцевали под сводный оркестр, значительную часть которого составляли "шумовые" инструменты, включая обернутые папиросной бумагой расчески, но чаще — под гармошку.
На одном из таких вечеров я и познакомился со своей будущей женой Таей Брыкаловой. Родом она была из Шуи, а училась на химическом факультете нашего института. Таисия Алексеевна долгие годы была мне верным товарищем и другом. Рука об руку с ней мы прошли через многие испытания, делили горе и радость, вырастили и воспитали наших детей...
Занятия шли полным ходом, а наш институт продолжал преобразовываться в рамках проводимых партией мер по расширению в стране сети высших технических учебных заведений. [41] Как правило, они развертывались на базе факультетов существующих втузов. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование вновь создаваемых институтов и систематический выпуск ими специалистов, набор студентов в них осуществлялся сразу на несколько курсов, а имевшиеся студенческие контингенты перераспределялись между втузами.
На базе Иваново-Вознесенского политехнического института развернулись четыре новых втуза, а наша группа была в полном составе направлена в Москву, в механико-машиностроительный институт. Впоследствии он был преобразован в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Его по праву называют старейшиной технических вузов страны. Оно существует с 1830 года, сначала как реальное училище для подготовки "искусных мастеров с теоретическими, служащими к усовершенствованию ремесел и фабричных работ, сведениями", а затем с середины прошлого века — как высшее техническое учебное заведение. В нем работали такие выдающиеся ученые, как Н. Е. Жуковский, С. Л. Чаплыгин, Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, П. П. Лазарев, П. Л. Чебышев, Д. Н. Лебедев, К. А. Круг, Б. И. Угримов, С. И. Вавилов и многие другие. Такой когортой ученых, трудившихся в стенах одного вуза, могло бы гордиться иное государство...
|