БИБЛИОТЕКА
Издание: Кирпонос Е. М., Новикова М. Н. На истребителе "Александр Пушкин". - М.: Воениздат, 1981
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
Самолеты вышли в район патрулирования. Ведущим летел капитан Юрий Горохов, ведомым - младший лейтенант Владимир Щеголев. На борту истребителя ведущего - яркая надпись "Александр Пушкин". Именной самолет выполнял первое боевое задание.
Юрий Горохов и Владимир Щеголев обменивались короткими фразами.
- Как самочувствие? - спросил Горохов.
- Нормально!
- Следите за небом!
- Пока чисто!
Не прошло и минуты, как Щеголев снова услышал голос ведущего:
- Внимание! Слева "мессеры"!
- Вас понял! - отозвался Щеголев. Вражеские машины быстро приближались.
- По курсу большая группа бомбардировщиков и "мессершмиттов"! - сообщил Горохов по радио на командный пункт.
- Свяжите их боем, - приказал командир полка подполковник Коломин, - сейчас подошлю помощь.
Юрий услышал, как Коломин тут же отдал распоряжение поднять в воздух дежурные истребители.
Горохов впился глазами в группу приближавшихся самолетов.
- Раз, два, три... пять... восемь, десять, пятнадцать! - Он насчитал больше двадцати бомбардировщиков и бросил считать... А их было 37. Сверху они прикрывались "мессершмиттами". Горохов ясно представил себе, сколько тонн смертоносного груза враг обрушит на наши наземные войска, если допустить его до намеченной цели.
Пока подоспеет помощь, гитлеровцы успеют сделать свое черное дело. Надо помешать этому любой ценой.
- Атаковать будем снизу! - услышал ведомый решительный голос своего командира.
- Вас понял!
- Внимание, за мной!
Юрий перевел послушный истребитель в вертикальный маневр. Щеголев следовал неотступно за, ведущим.
- Принимай боевое крещение, Александр Сергеевич! - сказал про себя Горохов, направляя "ястребок" на вражеский бомбардировщик.
Внезапная атака советских истребителей перемешала боевой порядок "юнкерсов", поразила врага дерзостью и отвагой. Охранявшие фашистские бомбардировщики "мессершмитты" использовали всю мощь своего бортового оружия, но краснозвездные самолеты, невзирая на ура-[6]ганный огонь, искусно маневрируя, врезались в строй вражеских машин.
- Ну, держись, гитлерюга - процедил сквозь зубы Горохов. Мгновение - и, сраженный меткой очередью, "юнкерс" вспыхнул. Оставляя за собою черный дымный след, главарь неприятельской группы рухнул на землю.
В эфир понеслись радостные слова:
- Боевой счет "Пушкина" открыт! Бомбардировщики обезглавлены!
Не отстал от своего ведущего и Щеголев - он тоже сразил "юнкере". И тут же появилась новая группа советских самолетов. Ошеломленные таким развитием событий фашистские летчики, не дойдя до цели, начали освобождаться от бомбового груза. Взрывы загрохотали в наземных боевых порядках фашистов. "Юнкерсы" поспешно разворачивались и уходили восвояси. "Мессершмитты" прикрытия последовали за ними.
Горохов сообщил на командный пункт: "Налет отражен. Самолеты противника покинули поле боя". А когда перешел на прием, услышал в наушниках знакомый, с хрипотцой, голос командира полка Коломина: "Правильно, орлы! Имя Пушкина вписывается в летопись нашей победы, молодцы!"
Так состоялось боевое крещение истребителя "Александр Пушкин". А вот что было значительно раньше этого события.
"ХОЧУ СТАТЬ ЛЕТЧИКОМ"
Верхушка высокой сосны гнулась и качалась, но Юра на это не обращал внимания. Обхватив ствол руками и запрокинув голову, он не мог оторвать взгляда от голубого неба с редкими застывшими облаками. Он ощущал его близость, чувствовал порывы свежего ветра и словно сливался с простором. Вдруг заметил вынырнувшего из облаков ястреба. Раскинув широко крылья, плавно кружа, он, парил в воздухе, и Юра представит себе, как птица с высоты своего полета видит их деревню Федосцино, уже желтеющие поля, темную полоску леса...
И мальчик ощутил острое желание так же высоко подняться в небо и лететь, лететь в неведомые дали. И от полноты чувств Юра громко запел:
Мы вольные птицы: пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!
Его голос услышали мать и сестра, работавшие в огороде.
- Наш Юрий опять залез на свою сосну и заливается, как соловей! Не свалился бы! - сказала сестра Лариса.
Анна Степановна, добродушно улыбаясь, промолвила:
- Ничего, ловчее будет!
Голос Юры был заглушен рокотом внезапно появившегося аэроплана. Блестя на солнце, он пролетал над деревней. Юрий увидел, как высыпавшие на улицу ребята подпрыгивали и размахивали руками. Они дружно и протяжно кричали:
- Аэроплан, аэроплан, посади меня в карман!
Он почувствовал, как его охватило неодолимое желание взять самому в руки штурвал, рвануться на стальной птице в заоблачную высь.
Домой Юрий пришел задумчивый и присмиревший. Он взял с полки цветные карандаши и папку, где хранились его. рисунки, вытащил чистый лист, сел за стол и, наклонив свою светлорусую вихрастую голову, начал что-то рисовать. Через некоторое время Анна Степановна, проходя мимо, заглянула через плечо сына. На листе бумаги на фоне ярко-синего неба гордо парил краснозвездный самолет.
Мать потрепала сына по волосам и заглянула ему в глаза:
- Летчиком хочешь быть?
- Очень!
- Школу окончи, а там видно будет.
В доме все спали, кроме Анны Степановны, которая, сидя у стола, при слабом свете керосиновой лампы пришивала наполовину оторванный карман на Юриной куртке. "Ох уж эти мальчишки! Все на них горит". Слова сына о желании стать летчиком всплыли в ее памяти. За хлопотами дня она об этом совершенно забыла, зато сейчас, в тишине заснувшего дома, его слова снова вспомнились ей. Впервые сын так определенно высказался, кем он хочет быть. "Неужто и вправду задумал стать летчиком? - думала мать. - Небось сколько раз еще передумает. Ведь совсем ребенок!"
Закончив работу, она погасила свет, легла, но уснуть никак не могла. Продолжала думать: а может, это и всерьез... настойчивый он парень, упорный и смелый. И технику любит. Последнее время все крутится около трактористов и механиков... А разговоры только о моторах да о машинах.
Даже соседи стали говорить: "Смышлен!"
Анна Степановна вспомнила, как недавно неподалеку от их дома сломался трактор и Юрий всю ночь напролет помогал трактористу. К утру машина была исправна и опять вышла в поле. Сын пришел домой весь перемазанный, уставший, но безмерно счастливый.
Вспомнила она и другой случай. В деревне загорелся овин, и все бросились тушить пожар. Юрий тоже был тут и помогал взрослым; в сутолоке и суматохе он сорвался и упал в овинную яму. Крутом бушевало пламя, люди, стоявшие наверху, растерялись, а Юрий крикнул, задыхаясь от дыма, чтобы ему бросили веревку. По ней он и выбрался из охваченной огнем и дымом ямы. Анна Степановна схватила сына, прижала к себе и долго-долго не [9] отпускала... Сейчас, вспомнив это, она как бы опять почувствовала запах гари и ощутила под ладонями горячую, тлеющую одежду сына. "И куда ты полез, неугомонный!" - журила она тогда его. Юрий отвечал с гордостью за мать: "Ты же сама учишь - всегда помогать в беде надо!"
Шли тридцатые годы. Трудно жилось семье Гороховых. Отец, Иван Парфенович, работал один, а детей было трое. Видя, как родители работают не покладая рук, Юрий и сестры старались им всячески помочь. Эти трудовые будни семьи воспитывали в ребятах серьезное отношение к жизни, учебе, работе.
Юрий очень любил природу. Летом много времени проводил в лесу. Особенно он был неравнодушен к могучим деревьям, шумевшим пышными своими кронами высоко над землею.
- Они ближе к небу, - так объяснял он свое пристрастие к лесным великанам.
Иногда в погожий денек любил лечь на траву и смотреть в небо. Под неугомонное птичье щебетанье мечтал и фантазировал...
Книг в доме было мало, поэтому Юра по многу раз их перечитывал.
Стихи Пушкина с детских лет глубоко запали в душу мальчика. Ему, родившемуся и выросшему среди лесов и просторов, были близки и понятны воспетые поэтом картины родной природы. Над его кроватью висел портрет поэта, который Юрий нарисовал сам.
Юрий всегда что-нибудь строгал и пилил. Однажды он задумал смастерить музыкальный инструмент - цитру. Опыта у него, конечно, не было, но он настойчиво обрабатывал сухой кусок дерева, чтобы придать ему нужную форму. Долго искал, что можно использовать для струн, и, наконец, у знакомых Соколовых оказалась подходящая тонкая проволока. Сколько было радости, когда цитра была готова и зазвучала. [10]
По вечерам вокруг Юрия собирались друзья и вместе с ним под самодельный инструмент пели песни, овеянные романтикой революции и гражданской войны.
Отшумело веселое лето. Снова Юрий в стенах родной школы. Потянулись дни учения со своими радостями и трудностями.
Учился Юрий хорошо. Любил он уроки учителя Николая Григорьевича Большакова, сумевшего привить ребятам интерес к литературе. Юрий любил стихи и легко их запоминал. Читал с большим чувством. Особенно по душе ему были произведения, посвященные героическому прошлому нашего народа. Он знал наизусть целые отрывки из "Слова о полку Игореве", из пушкинской "Полтавы".
Учитель внимательно относился к ученику и всячески поощрял его: беседовал с ним, давал книги из личной библиотеки. Вот и сегодня Николай Григорьевич вызвал Горохова на уроке литературы и предложил прочитать что-нибудь на патриотическую тему.
Юрий вышел к столу. Какое-то время стоял в задумчивости, потирая лоб рукой. Но вот лицо его оживилось, он поднял голову и стал читать пушкинское стихотворение "Бородинская годовщина":
Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,
Твердили. "Шли же племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда ее вела!..
Но стали ж мы пятою твердой
И грудью приняли напор
Племен, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор.
И что ж? свой бедственный побег,
Кичась, они забыли ныне;
Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне. [11]
Класс притих. Учитель, стоя у окна, смотрел на Юрий и думал о юм, как он изменился за последнее время. Он знал его застенчивым маленьким первоклассником, а теперь перед ним стоял загорелый возмужавший подросток с открытым лицом, блестящими серыми глазами, опрятная одежда ладно сидела на его стройной фигуре.
Увлеченное чтение Юрия захватило не только учеников, но и учителя...
Вечером Юрий забежал к Николаю Григорьевичу. В руках он держал свернутый трубочкой лист толстой рисовальной бумаги.
- Это вам! - сказал он, смущенно протягивая его учителю.
Николай Григорьевич осторожно развернул лист. То был нарисованный Юрием портрет Пушкина-лицеиста.
Учитель подошел к полке, снял книжку в синем переплете и, передавая ее мальчику, сказал:
- Вот тебе на память. Я знаю, как ты любишь Пушкина!
Это была отдельно изданная пушкинская поэма "Полтава". Юрий вспыхнул от радости:
- Спасибо, большое спасибо!
С той поры он никогда не расставался с подарком учителя.
Юрию было 12 лет, когда семья Гороховых в связи с переходом отца на новую работу переехала в город Кинешму Ивановской области. Мальчик поступил в школу, где, как он узнал, до революции было реальное училище, которое окончил известный комиссар времен гражданской войны и писатель Дмитрий Фурманов.
Юрию понравились большое старинное здание школы из красного кирпича, просторные высокие классы с громадными окнами. Широкая белокаменная лестница со старыми перилами на пузатых столбиках вела на второй этаж. Здесь находился залитый светом актовый зал с небольшой сценой. Окна школы со стороны двора выходили [12] на Голубые просторы величавой Волги, и хорошо был виден противоположный берег реки. Он был почти сплошь покрыт курчавой, пышной зеленью, из которой весело выглядывали крыши домов. Нравилось Юрию и то, что школа своим фасадом выходила на тихую зеленую улицу, чем-то напоминавшую родную деревню. Улица эта носила имя писателя Николая Островского (ныне улица Ленина).
Юра быстро сдружился с новыми школьными товарищами. Во время перемен, во дворе, ребята играли в "Чапаева" под впечатлением недавно увиденного фильма о герое гражданской войны. В летнюю пору после уроков часто бегали на Волгу, загорали, купались, прыгали с обрывов, плавали наперегонки. А то, раздобыв старую лодку у перевозчика дяди Архипа, тренировались в гребле. Хорошо было покачиваться на высоких волнах, поднятых проплывающими мимо пароходами! Ребята с завистью смотрели на них, на тяжело груженные баржи, медленно исчезающие в заманчивой, неведомой дали...
Узнав, что Юрий хорошо рисует и любит литературу, одноклассники избрали его в редколлегию стенгазеты. И правда, меткие рисунки Горохова на злобу дня заметно ее оживили. Ребята подолгу простаивали у очередного номера и от души смеялись над карикатурами.
Расположил он к себе и педагогов своим серьезным отношением к учению,- разносторонними интересами. Здесь, в этой школе, его увлекла история родного края.
На одном из пионерских сборов, посвященных Великому Октябрю, Юрий узнал, что в здании драмтеатра, которое находилось рядом со школой, раньше был первый комитет РСДРП, что здесь же в феврале 1920 года перед рабочими чугунолитейного завода выступал М. И. Калинин и что в память об этом заводу было присвоено его имя.
А вскоре учитель истории организовал экскурсию на это предприятие. Заводские цеха с высокими потолками, [13] Шум станков, напряженный ритмичный труд рабочих произвели на Юрия неизгладимое впечатление.
В одном из цехов он увидел работающих у станков пареньков лет 16-17, долго стоял здесь и наблюдал за ними с какой-то затаенной завистью.
- Кто они?'- спросил он у проходившего мимо старого рабочего.
- Эти ребята? Ученики токаря.
Тут Юрий почувствовал, как кто-то дернул его за рукав. Он оглянулся и увидел одного из своих школьных друзей:
- Пойдем! Учитель зовет.
Юрий нехотя последовал за ним, но, пока не вышел из цеха, все оглядывался и оглядывался на "счастливчиков", как он мысленно назвал будущих токарей.
При выходе с территории завода ребята обратили внимание на необычайное строение. Каменный светлый шестигранник с углублениями венчался остроконечной кратной крышей со шпилем в виде копья. Это строение ограждали белые низкие тумбы, соединенные чугунными цепями.
- А что это такое? - спросил кто-то из учеников.
- Перед вами, - сказал учитель, - старинная часовня на братской могиле кинешменцев, которые погибли в 1609 году, защищая Родину от нашествия иноземных захватчиков.
Из рассказов учителя Юрий узнал и о том, что неподалеку находятся места, связанные с патриотическим подвигом Ивана Сусанина, совершенным в тот же период.
Домой он вернулся переполненный впечатлениями. До позднего часа рассказывал родным об увиденном и услышанном. В альбоме Юры появились новые зарисовки: драмтеатра, завода, старого памятника...
Так входили в сознание юноши страницы героической и трудовой истории нашей Родины.
Совершалась история и на глазах самого Юрия. [14]
Советский народ, руководимый Коммунистической партией, был охвачен пафосом созидания: успешно выполнялись первые пятилетние планы, страна строила новые города, заводы и колхозы, советскому человеку покорялось пространство и время.
- Все это находила отражение и в школе. Учителя на уроках рассказывали ученикам о трудовых подвигах народа, о героях мирного строительства.
Об этом говорили и на пионерских сборах. И не только говорили, но и намечали планы мероприятий, чтобы внести посильный вклад во всенародное дело. Пионервожатый организовал с ребятами сбор бумаги и металлолома. Пионеры знали, что из собранного ими металла будут созданы новые станки, тракторы, паровозы, самолеты, и это их вдохновляло.
Работали на пришкольном участке. Ремонтировали свои классы. Приводили в порядок старые, зачитанные учебники, по которым занималось несколько поколений школьников. В те годы страна не могла издавать их в нужном количестве и каждый учебник был на вес золота. Собирали пионеры средства для Международной организации помощи борцам революции, для Общества Красного Креста, шефствовали над детсадом, сдавали нормативы на значки "Готов к труду и обороне".
Участники школьной самодеятельности неоднократно выступали перед рабочими па заводах. Среди них был и Юра - играл на баяне и конечно же пел.
Юрия и его товарищей, как и всю нашу советскую молодежь, глубоко взволновала Челюскинская эпопея. Они восхищались мужеством и стойкостью членов экипажа "Челюскин". С их уст не сходили имена летчиков, проявивших бесстрашие и самоотверженность при спасении челюскинцев. То были М. В. Водопьянов, И. В. Доронин, Н. П. Каманин, С. А. Леваневский, А. В. Ляпидевский, В. С. Молоков, М. Т. Слепнев. Они стали первыми Героями Советского Союза. [15]
В классе появилась карта, на которой ребята нанесли маршрут челюскинцев от Мурманска до Берингова пролива, а рядом повесили вырезанные из газет и журналов фотографии О. Ю. Шмидта, членов его экипажа и летчиков-героев.
В те годы советская авиация упорно штурмовала просторы "пятого океана". Был брошен девиз: "Летать дальше, выше и быстрее всех!"
На ребят произвели большое впечатление героические беспосадочные перелеты: Москв'а - Петропавловск-на-Камчатке - остров Удд, а также через Северный полюс в Америку, осуществленные экипажем в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова. Затем последовал перелет через полюс в США экипажа М. М. Громова, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина, установивших мировой рекорд беспосадочного перелета. Потом газеты запестрели сообщениями о полете отважных летчиц на самолете "Родина" - В. С . Гризодубовой, П. Д. Осипенко и М. М. Расковой.
Юрий окончательно утвердился в своем желании стать летчиком. Он узнал, что в Кинешме есть аэроклуб, что запись производится лишь с 16 лет. Тогда юноша твердо решил, что в этом году он закончит седьмой класс школы, после чего пойдет работать на завод, чтобы поддержать семью, и одновременно поступит в аэроклуб. Своими планами он поделился с отцом. Иван Парфенович по-новому взглянул на сына - перед ним стоял уже почти взрослый человек.
- Ну что же, сынок, в добрый час. Рабочая должность почетна на земле!
Юрий стал усиленно заниматься физическими упражнениями. У его кровати появились гири, и он ежедневно выжимал их, стараясь с каждым днем увеличивать нагрузку.
- Ты скоро у нас Ильей Муромцем станешь! - сме-[16]ясь, заметила Лариса, подходя к брату и трогая твердые мускулы на его руках.
- А что ж, и буду! - он подхватил сестру и закружил ее по комнате.
На столе у Юрия выросла целая гора книг по авиации, токарному делу. Все чаще и чаще можно было увидеть его склоненным над книгами. Вскоре Юрий принес и поставил на свою полку книгу по истории партии и Устав ВЛКСМ.
И вот наступил день, когда Юрий, особенно тщательно одевшись и зачесав непокорные волосы, вместе с отцом отправился на завод имени М. И. Калинина, где его зачислили учеником токаря.
Исполнилась и вторая мечта Юрия - он поступил в кинешменский аэроклуб имени С. А. Леваневского.
Началась новая жизнь.
Семья Гороховых жила в пяти километрах от города в Пелевенском поселке. Юрию приходилось вставать в три часа утра, чтобы успеть на аэродром к полетам, первым выполнить летное задание и к 8 часам утра быть у своего станка.
- Парень - кремень: ни вздохов, ни нытья от него не слышно, - заметил как-то Иван Парфенович.
- Да что и говорить - настойчивый, - согласилась Анна Степановна, - своего добьется!
ПУТЬ В НЕБО
Как-то в обеденный перерыв молодые рабочие из механического цеха, в котором работал Юрий, перекусив, присели отдохнуть в тени деревьев на заводском дворе. Разговор зашел о борьбе испанского народа против мятежников. Ребята горячо обсуждали прочитанное в газетах, увиденное в кино. Они восхищались мужеством испанских патриотов и бойцов интернациональных бригад. [17]
Говорили о зверствах франкистов, о варварских бомбардировках мирных городов...
Один из парней обратился к Юрию:
- Ну, как там, пилот, в аэроклубе?
Глаза Юрия заблестели:
- Здорово! В зону ходили - село Батманы-Репша. Хорошо на зорьке в небо подняться! Над Волгой - красота! А Кинешма-то как на ладони! Инструктор похвалил, сказал, что машину чувствую хорошо. Да и другие наши заводские ребята-аэроклубники летают без замечаний.
- Ас парашютом прыгал?
- Два раза!
- Ну и как?
- Что как? Летишь и поешь!
- Ну а дальше?
- Закончу аэроклуб и пойду в военное летное... сейчас летчики очень нужны!
Перерыв кончился. Молодежь заняла свои рабочие места у станков.
Трудились напряженно, стараясь не отставать от бывалых рабочих. События, происходящие в мире, вызывали острое чувство личной ответственности за укрепление обороноспособности нашей страны. Учили ребят такие опытные рабочие, как мастер Николай Петрович Рябиков, который работал на заводе с 1917 года и подготовил не одно поколение высококвалифицированных рабочих.
Из бесед с Рябиковым и другими ветеранами завода и непосредственными участниками Великой Октябрьской социалистической революции, старыми коммунистами, Юрий узнал много интересного о тех незабываемых днях.
Запомнился Юрию взволнованный рассказ одного из рабочих, которому посчастливилось лично видеть и слышать Владимира Ильича Ленина в Петрограде.
Все эти рассказы находили горячий отклик в душе юноши, формировали его как гражданина и патриота. [18]
Когда Юрий сдал экзамен на токаря с оценкой "отлично", Рябиков, улыбаясь, подошел к нему и положил руку на плечо:
- Ну, поздравляю! Осваивай дело дальше! Слыхал от комсорга, что ты подал заявление о вступлении в комсомол. Одобряю!
...Юрий внимательно следил за обработкой детали и думал о том, что через два дня на общезаводском комсомольском собрании его будут принимать в члены Ленинского комсомола.
Перебрал в памяти основные вехи истории комсомола. Вспомнил о том, что в октябре 1920 года на III съезде РКСМ выступил В. И. Ленин. В своей речи он начертал боевую программу коммунистического воспитания молодого поколения, призвал комсомольцев, всю молодежь учиться коммунизму. В 1928 году в ознаменование боевых заслуг на фронтах гражданской войны комсомол был награжден орденом Красного Знамени, а в 1931 году за инициативу, проявленную в деле ударничества и социалистического соревнования, - орденом Трудового Красного Знамени. С 1922 года комсомол шефствует над Военно-Морским Флотом и с 1931 года - над Военно-Воздушными Силами СССР. При этой мысли лицо Юрия озарилось улыбкой, и он снова увидел себя в кабине самолета, устремленного в голубое бескрайнее небо...
На комсомольском собрании среди других вопросов Горохова попросили рассказать об обязанностях члена ВЛКСМ. Как клятва, прозвучал его ответ:
- Выполнять решения партии большевиков и KOMCOJ мола и активно участвовать в политической жизни страны; овладевать знаниями, культурой, наукой, техникой... Изучать военное дело, быть беззаветно преданным великой социалистической Родине и быть готовым отдать для нее все свои силы, а если понадобится, - и жизнь.
Собрание единогласно приняло Юрия в члены ВЛКСМ. [19]
Осенью 1938 Года в торжественной обстановке начальник аэроклуба сердечно поздравил выпускников и вручил каждому свидетельство об окончании клуба.
Вот и в руках у Юрия желанный документ. Когда он возвратился на завод, его пригласили в комитет комсомола. Встав из-за стола и пожимая ему руку, секретарь сказал:
- От имени нашей комсомольской организации поздравляю тебя и хочу сообщить, что, учитывая твое желание, комитет решил дать тебе путевку в летное училище. Мы тебя хорошо знаем и уверены, что оправдаешь наше доверие.
- За меня краснеть не придется! - твердо ответил Горохов.
Так по путевке комсомола семнадцатилетний паренек уехал в Оренбург в летное училище. Город встретил его гулом авиационных моторов в небе. С высокого северного берега Урала далеко видна лента реки, зауральская роща и бескрайняя Оренбургская степь.
И вот Горохов зачислен в училище. Впервые он надевает военную форму и чувствует себя совсем по-новому - подтянуто и в то же время как-то празднично. Проходя мимо большого зеркала в вестибюле, замечает, как ладно сидит на нем гимнастерка, как поблескивают серебряные крылья на голубых петлицах. Пилотка с красной звездочкой слегка сдвинута набок.
Он восхищается лабораториями и классами с такими волнующими названиями: "Авиатехника", "Аэродинамика", "Самолетовождение", "Тактика". В училище был хорошо оформленный кабинет истории. К услугам курсантов были также библиотека, клуб.
Одновременно с Юрием из Кинешмы приехал учиться молодой парень Николай Масленников. С первых же дней Николай потянулся к Горохову, его привлекало открытое лицо, крепкая фигура, спокойный характер, выдержка Юрия. Масленникова покоряли в новом друге любовь к [20] небу, неуемная жажда к полетам, стремление в совершенстве овладеть летным мастерством.
Вместе они вспоминали общих кинешменских знакомых, родные места. Вскоре к ним присоединился еще один курсант - Владимир Чистов. Втроем их можно было видеть и на занятиях, и в минуты отдыха.
Друзьям предстояло овладеть специальностью летчика-бомбардировщика. Сначала полеты проводились на планерах, потом на самолетах "Р-5" и "СБ".
Юрий отдавал все свои силы освоению новой для него материальной части, но в глубине души чувствовал какую-то неудовлетворенность, так как бомбардировщики не вполне соответствовали его живой, подвижной натуре.
Но вот однажды, во время занятий, инструктор Рыжов сказал:
- В ближайшие дни мы получаем новую технику - самолеты "И-16". Будем переучивать вас на истребителей.
- Вот это то, что надо! - воскликнул Юрий.
На комсомольском собрании, посвященном освоению новой боевой техники, среди выступавших был и Горохов.
- Я очень рад, - сказал он, заметно волнуясь, - что мы получили истребители. Обязуюсь в кратчайший срок на отлично изучить и освоить новую матчасть. Призываю к этому и других комсомольцев!
Его предложение было горячо поддержано и внесено в решение собрания.
С огромным рвением Горохов начал изучать практическую аэродинамику, конструкцию самолета, двигатель и специальное оборудование. -После успешной сдачи зачетов он был допущен к полетам.
...И вот на повои машине Юрий поднимается в небо. Он чувствует, как послушен самолет, Юрий с ним словно сливается воедино. Скорость, маневренность истребителя вызывают ощущение глубокой радости, уверенности в себе, в своих силах. [21]
Рыжов ободрял непреоборимое стремление Юрия к полетам:
- Я вижу в тебе, Горохов, все качества летчика-истребителя, - говорил он.
Большое внимание в подготовке курсантов уделялось изучению боевого опыта, приобретенного нашими летчиками-истребителями в воздушных боях в Испании и Монголии. На занятиях по тактике преподаватель приводил курсантам примеры успешных действий наших авиаторов в районе реки Халхин-Гол.
Так, 22 июня 1939 года японские захватчики пытались совершить массированный налет на советско-монгольские войска.
- Сто двадцать вражеских самолетов наносили удар, - рассказывал преподаватель. - Для отражения этого налета было поднято в воздух 95 советских истребителей. Около двух с половиной часов продолжался воздушный бой, и наши летчики вышли из него победителями. В этом бою они сбили 31 японский самолет.
С большим энтузиазмом и гордостью воспринял весь личный состав вести о подвигах, совершенных воспитанниками училища в этих боях. Воображение молодых курсантов было особенно покорено мужеством дважды Героя Советского Союза майора С. И. Грицевца.
- Воздушный бой произошел в районе озера Буир-Нур, - рассказывал преподаватель тактики. - Пятьдесят советских истребителей вступили в жестокую, схватку с шестьюдесятью японскими истребителями. Наши летчики сбили двадцать пять самолетов, потеряв лишь два своих. Но в этом бою над расположением врага был сбит командир семнадцатого истребительного авиаполка Забалуев. Я хорошо знаю этого опытного летчика. Это волевой, энергичный человек, отличный пилот, спортсмен. Ему удалось выброситься из подбитой машины с парашютом. Как коршуны, кружили вокруг нашего летчика вражеские истребители и пытались расстрелять его в воздухе. 22
И вот тут на помощь Забалуеву пришел Грицевец. Вместе с другими летчиками он атаковал самолеты противника. Затем приземлился вблизи командира, посадил его в свой одноместный самолет и на глазах у подбегавших японских солдат поднялся в воздух...
Горохов, как и другие курсанты, жадно впитывал в себя героику того времени, все новшества ведения воздушных боев, учился с подъемом и большой ответственностью.
Получив увольнение, друзья отправились побродить по городу. Горохов многое слышал об Оренбурге еще в школе на уроках литературы. В этом городе некоторое время жил и работал над повестью "Капитанская дочка" великий поэт А. С. Пушкин.
Однажды Горохов с товарищами оказались возле краеведческого музея и зашли осмотреть его. Старинные документы и реликвии, боевое оружие рассказали им о драматичной истории города. Об осаде его войсками Пугачева, о том, что этот город был местом ссылки при царизме. Здесь отбывали ссылку поэты Шевченко, Плещеев и композитор Алябьев. В тот же вечер в библиотеке училища друзья взяли том сочинений Пушкина и в свободное от занятий время перечитали "Капитанскую дочку".
В одну из прогулок молодые курсанты обнаружили в окрестностях города неглубокий овраг с большим количеством осколков от снарядов. То были немые свидетели жестоких боев частей Красной Армии с белогвардейскими бандами атамана Дутова, происходивших здесь в годы гражданской войны.
Друзья подошли к реке Урал, сели на крутом берегу и, глядя на гребневидные под ветром свинцовые волны, невольно вспомнили последние кадры из кинофильма о легендарном Чапаеве.
В выходные дни в клубе демонстрировались для курсантов художественные фильмы. Один из них - "Истребители" - произвел особенно сильное впечатление на мо-[23]лодежь. После просмотра только и было разговоров, что о героях картины. Будущие истребители сразу же подхватили прозвучавшую с экрана песню, ставшую в то время очень популярной. И конечно же, с особым удовольствием ее распевал и Юрий:
Пройдет товарищ все бои и войны, Не зная сна, не зная тишины...
Пребывание в стенах училища расширило кругозор Горохова. Активное участие в жизни комсомольской организации выработало у него важные качества - личную ответственность за порученное дело, организаторские способности, умение о'бщаться с людьми.
Рано наступила суровая зима 1939 года. Повалил снег, подули сильные северные ветры, низко нависло свинцовое небо. Улицы старого города утопали в высоких рыхлых сугробах. Небольшие дома были едва видны под пушистыми, словно меховыми, белыми шапками. Деревья в инее стояли словно кружевные. Под сапогами скрипел снег. Юрий временами останавливался и смотрел как зачарованный на эту зимнюю сказку. В такие минуты он вспоминал свой альбом, оставленный дома, и думал о том, как давно не рисовал - все время было занято учебой...
В такой напряжении прошла зима. В марте 1940 года окончание боевых действий на Карельском перешейке совпало для Юрия с окончанием училища.
Простившись с Николаем Масленниковым, Юрий Горохов и Владимир Чистов выехали в Читу, к месту дальнейшей службы.
ИСТРЕБИТЕЛИ ИДУТ В АТАКУ
Началась Великая Отечественная война. В первый же ее день кандидат в члены партии лейтенант Юрий Горохов обратился к командованию с просьбой об [24] отправке его на фронт. Желание молодого летчика-истребителя было удовлетворено.
Сообщив в письме к родителям о таком важном событии в его жизни, он выезжает в новую часть. И вот уже в середине июля он командир звена 13-го истребительного авиационного полка (иап). Этот полк входил в состав ВВС Западного фронта и взаимодействовал с 20-й армией, сражавшейся на вяземском направлении.
Шли жестокие бои как на земле, так и в небе. В этот период фашистская авиация имела численное превосходство. В ее частях сражались опытные воздушные асы. Несмотря на это, наши летчики одерживали многие яркие победы над ненавистным врагом. Отличился и Юрий Горохов, проявив замечательные качества летчика-истребителя. В воздушной схватке с двумя хвалеными фашистскими "хейнкелями" он сбил один из них.
Первая победа окрылила молодого лейтенанта, вселила уверенность в собственных силах, веру в надежность и маневренность своего истребителя И-16. Спокойный на земле, Горохов в воздухе становился дерзким, бесстрашно бросался в лобовые атаки, врывался в самую гущу врагов и сбивал фашистских стервятников.
20 сентября 1941 года командир полка вызвал Горохова:
- Будете сопровождать группу бомбардировщиков па бомбежку крупного железнодорожного узла, - и показал на карте объект.
Есть! - четко ответил Горохов и, повторив приказ, вышел.
Когда наши самолеты приблизились к намеченной цели они были встречены сильным огнем вражеской зенитной артиллерии. Затем на них напали "мессершмитты", которые барражировали над станцией. Завязался воздушный бой. Горохов отвлек противника на себя и сбил два "мессертпмитта". Тем временем бомбардировщики сбросили бомбовый груз на железнодорожный узел. [25]
Задание было выполнено, и наши самолеты ложились на обратный курс. Вдруг Юрий почувствовал сильный удар: вражеский зенитный снаряд разорвался рядом с самолетом. Осколками Горохова ранило в голову. Хлынула кровь, залила глаза.
С трудом преодолевая острую боль и сильное головокружение, Юрий взглянул вниз и увидел знакомый по предыдущим полетам небольшой железнодорожный мост. До аэродрома оставалось больше ста километров. Он находился над территорией, занятой врагом. "Только бы дотянуть до своих!"
Временами он терял сознание, руки слабели... Лишь огромным усилием воли удерживал Юрий ручку управления.
И вот наконец внизу родной аэродром. Наблюдавшие за истребителем товарищи ничего не заподозрили: посадка прошла нормально. Но из кабины пилот не выходил... Тогда они бросились к машине и увидели, что она вся изрешечена. Горохов, залитый кровью, сидел, уткнувшись в приборную доску.
В бессознательном состоянии летчик был доставлен в 117-й медсанбат стрелковой дивизии. Здесь ему оказали хирургическую помощь и эвакуировали в полевой подвижной госпиталь. Оттуда самолетом доставили в Москву.
Во время одного из врачебных осмотров Юрий слабым голосом спросил:
- Доктор, я буду летать?
.Пожилой врач наклонился к нему, ободряюще улыбнулся:
- Подремонтируем тебя, лейтенант, и полетишь!
16 октября 1941 года Горохова эвакуировали в далекий тыл, в Томск, в специализированный челюстно-лицевой эвакогоспиталь.
Раны заживали медленно, но хорошая физическая закалка, мужественный характер помогли ему справиться с тяжелым состоянием. [26]
Горохов все время стремился на фронт. В феврале 1942 года он возвратился в строй, и снова началась боевая напряженная работа, но теперь уже в составе 431-го иап, а затем в только что сформированном в мае 1942 года 431-м смешанном авиаполку 1-й воздушной армии.
Полк вел разведку и фотографирование войск противника и прикрывал с воздуха части 20-й общевойсковой армии.
С мая по сентябрь 1942 года полк базировался южнее Волоколамска. Командовал полком майор Лопуховский Александр Иванович.
Прибыв в новую часть, Горохов представился командиру. Просмотрев документы и расспросив лейтенанта, как он себя чувствует после ранения, Лопуховский сказал:
- Знакомьтесь с людьми. Сейчас основная задача освоить новую материальную часть - истребитель ЛаГГ-3. Желаю успеха, - добавил он, крепко пожав Юрию руку.
Горохов с рвением принялся за работу. Он быстро осваивает новую машину и первым в полку вылетает на этом истребителе.
В новом полку Юрия связала крепкая дружба с двумя боевыми товарищами - младшим лейтенантом Владимиром Щеголевым и лейтенантом Василием Коломойцем. Они стали неразлучными друзьями как на земле, так и в воздухе. Спали они в одной землянке, на одних нарах. И никто из них, конечно, не знал, что все трое станут они Героями Советского Союза, но с войны вернется только Василий, чтобы всю жизнь хранить светлую память о своих фронтовых побратимах.
Однополчане быстро оценили мастерство и характер нового летчика. Они отметили, что Горохов отлично владел техникой пилотирования, стрелял без промаха из любого положения самолета. Отметили л то, что он обладал большой силой воли, выдержкой и хладнокровием. [27]
Юрий Горохов вскоре становится примером для личного состава полка в вьшолнении боевых заданий командования.
Боевые вылеты следовали один за другим. Горохов доставлял много ценных разведывательных данных успешно фотографировал различные объекты, расположение войск и передний край обороны противника. Выполнение " этих задач требовало большого искусства и мужества поскольку разведываемые объекты прикрывались сильным зенитным огнем.
В летних боях, особенно под Сычевкой и Ржевом Горохов снова проявил себя как отважный воздушный бо-[28]ец. Он умело водил в бой свое подразделение и всегда выполнял задание, каким бы оно ни было трудным,
К началу августа 1942 года Горохов произвел 176 боевых вылетов, участвовал в 20 воздушных боях и записал на свой боевой счет еще четыре сбитых вражеских самолета.
Его назначают штурманом эскадрильи, затем заместителем комэска, наконец, командиром 2-й истребительной эскадрильи.
Ему присваивается очередное воинское звание - старший лейтенант. Молодой комэск отдавал все свои силы и знания, чтобы оправдать оказанное ему доверие. Ему хотелось сделать свою эскадрилью спаянным боевым коллективом, наносящим неотразимые удары по врагу. Он старался ближе и лучше узнать людей своего подразделения, был внимателен и требователен к подчиненным. В боевой обстановке показывал им пример находчивости и дерзости, быстроты ориентации и действий.
Летчики эскадрильи высоко ценили, что их командир верно определял воздушную обстановку и правильно давал им команды на ведение боя с противником.
~ Ну, орлы, пошли, что ли, пошерстим фашистских гадов! - любил говорить Горохов своим товарищам перед вылетом на боевое задание.
4 августа 1942 года, выполняя задание в составе звена на самолетах ЛаГГ-3, Горохов заметил группу фашистских бомбардировщиков - до 25 Ю-88, летевших под прикрытием шести Ме-109 бомбить наши войска. Он подал команду и первым врезался в строй вражеских машин.
Благодаря внезапной, стремительной и дерзкой атаке звено расстроило боевые порядки вражеских бомбардировщиков, сбило два "юнкерса" - один из них был сражен Гороховым - и без потерь вернулось на аэродром.
В дни празднования 25-й годовщины Великого Октября у Юрия Ивановича была особая радость - он был награжден первым орденом - орденом Красного Знамени. [29]
После вручения отличившимся наград Лопуховский подошел к Горохову и обнял его:
- От души поздравляю с заслуженной наградой! Желаю удач!
- Спасибо, товарищ майор! - ответил Горохов и еще раз повторил: - Служу Советскому Союзу!
Юрий сердечно поздравил летчиков своей эскадрильи, на груди которых также поблескивали только что полученные ордена. Настроение у всех было приподнятое, лица светились радостью.
- Качать командира! - крикнул один из летчиков. Сильные руки подхватили Горохова и стали подбрасывать в воздух.
Отбиваясь от ребят, Юрий шутил:
- Не забывайте, орлы, - я без парашюта!
Затем, уже "приземлившись" и дотрагиваясь рукой до ордена на груди, с жаром сказал:
- Награда обязывает, друзья! Будем еще крепче бить фашистских захватчиков!
- Будем бить до последнего! - прозвучало в ответ. Лопуховский, наблюдавший эту сцену, сказал стоявшему рядом комиссару:
- Молодец! Умеет зажигать людей!
12 ноября Юрий Горохов в паре с лейтенантом Василием Коломойцем вылетел на сопровождение корректировщика Су-2 в районе села Погорелое Городище возле Зубцова, Калининской области. Корректировщик должен был направлять огонь нашей артиллерии, обстреливавшей передний край обороны фашистов. Когда они вышли к линии фронта, то буквально через несколько минут Горохов увидел группу вражеских самолетов, также идущих к линии фронта.
- Вася, готовься ж бою! - передал он ведомому, а корректировщику приказал вернуться на нашу территорию. [30]
С набором высоты истребители пошли навстречу фашистским самолетам. Когда подошли поближе, то увидели, что бомбардировщики идут под прикрытием четырех Ме-109.
- Свяжи их боем! - приказал Горохов Коломойцу, а сам бросился в атаку на бомбардировщиков.
Искусно маневрируя, невзирая на сильный огонь фашистских самолетов, Юрий расстроил группу бомбардировщиков, сбил одного из них, а остальные с разворотом ушли на запад.
Коломоец, ведя бой с четырьмя фашистскими истребителями, сбил один "мессершмитт", а остальных обратил в бегство. После этого пристроился к Горохову, и они продолжали прикрывать корректировщика. Высокое летное мастерство и отвага двух советских летчиков обеспечили им блестящую победу над многочисленным врагом. Горохов снискал себе славу лучшего воздушного разведчика дивизии. Самые трудные задания, особенно по ведению воздушной разведки, всегда поручались ему.
23 ноября Юрий вел разведку в сложных метеорологических условиях - сильный снегопад, видимость 1-2 км. Пролетая на высоте 400 метров, он обнаружил колонну автомашин противника с пехотой и артиллерией, скрытно продвигавшуюся в сторону левого крыла нашей 20-й общевойсковой армии. Данные разведки были немедленно сообщены командованию армии, что дало возможность предотвратить неожиданный удар по нашим войскам.
Командующий 20-й общевойсковой армией объявил благодарность мужественному летчику, а командующий 1-й воздушной армией наградил его именными часами.
Командир 431-го смешанного авиаполка майор Лопуховский, представляя Горохова к очередной награде, подвел итог боевой деятельности комэска за 1942 год. В наградном листе он писал: "Эскадрилья под его командованием произвела 784 боевых вылета, из них свыше 200 вылетов на разведку с фотографированием, результаты ко-[31]торых дали очень ценные сведения наземному командованию о движении, скоплении и действиях противника, о его оборонительных сооружениях и укреплениях переднего края. Эскадрильей произведен 41 воздушный бой, в результате которых обито 14 самолетов, на которые имеются подтверждения наземных войск и других частей.
За геройство и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий командования, 12 человек личного состава эскадрильи награждены орденами и медалями СССР и 6 человек представлены к награде".
В начале 1943 года в жизни Юрия Горохова произошли важные события. За отвагу и мужество, за отличное руководство подразделением Горохову был вручен орден Отечественной войны I степени и присвоено звание "капитан".
На партийном собрании, перед вылетом на боевое задание, товарищи по оружию приняли его в члены Коммунистической партии.
Несмотря на легкий морозец, собрание проходило на лесной опушке. Неподалеку стояла высокая сосна. Когда Горохов еще перед началом собрания взглянул на нее, она очень напомнила ему ту сосну в родной деревне Федосцино, на которую он так любил залезать и распевать там песни. На какое-то мгновение Юрий увидел себя загорелым вихрастым мальчишкой на вершине сосны, а над головой чистое синее небо. Какое же оно было чистое и синее! И вспомнил парящую птицу и аэроплан, пролетающий над деревней. И как зародилась мечта о небе.
Он подошел к лесной стройной красавице, постоял в задумчивости возле нее, потрогал рукой бронзовый ствол с серым налетом.
Юрий очень волновался, хотя на собрании присутствовали только его боевые товарищи, которые не раз видели его в деле и с уважением относились к нему. Когда ' в прениях коммунисты говорили о нем как о человеке [32] и командире, достойном для вступления в члены партии, он сидел подтянутый, с серьезным, даже суровым лицом, и только легкий румянец на щеках выдавал его волнение.
Коммунисты единогласно проголосовали "за".
- Спасибо за доверие! - поднявшись, сказал он. - Я с честью оправдаю звание члена партии. Буду еще крепче бить фашистских гадов!
Содержание - Дальше
|