БИБЛИОТЕКА

Издание: Кирпонос Е. М., Новикова М. Н. На истребителе "Александр Пушкин". - М.: Воениздат, 1981

КОМАНДИР ЭСКАДРИЛЬИ - ГОРОХОВ

В январе - феврале 1943 года 431-й смешанный авиационный полк был переформирован в 162-й истребительный авиаполк и введен в состав 309-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии.

Полк формировался под руководством А. И. Лопуховского недалеко от Москвы. Истребительная эскадрилья под командованием капитана Горохова в полном составе вошла в 162-й пап под номером 2. 1-й авиаэскадрильей командовал старший лейтенант Киселев, 3-й - старший лейтенант Афонин.

В связи с тем что в 162-й иап прибыли вполне боеспособные эскадрильи, полк, находясь еще в стадии формирования, уже получал боевые задания по воздушной разведке и прикрытию наземных войск.

Весной 1943 года полк перебазировался па полевой аэродром Двоевка. Здесь по окончании формирования авиачасти Лопуховский сдал полк вновь назначенному командиру майору Коломину Петру Ивановичу (впоследствии- Герой Советского Союза), который до этого был штурманом 49-го иап - боевого кадрового полка, созданного еще в 1938 году и входившего в состав той же 309-й над.

После сдачи и принятия дел командиры тепло распрощались.[33]

- Ну, принимай новую боевую единицу, - сказал Лопуховский. - В полку много отличных летчиков и командиров, уже не раз проверенных в делах! Начальник штаба Опрышко, его заместитель Савченко, комэск Горохов будут тебе верными помощниками, да и другие... Счастливо тебе!

- И тебе счастливо!

Они обменялись крепким рукопожатием. Коломин оказался прекрасным командиром. Сам отличный и опытный истребитель, он являлся и хорошим организатором; принципиальный и прямой, он был требовательным и внимательным к людям.

Летал Коломин наравне со всеми летчиками. Петр Иванович добился того, что его истребительный полк вскоре стал крепкой боевой единицей. В этой работе ему много помогал штаб во главе с майором Опрышко.

Майор Коломин быстро увидел в командире 2-й эскадрильи капитане Горохове его природный ум, энергию, инициативу и отличные качества истребителя. Летая с ним на боевые задания, Коломин убедился, что Юрий обладает исключительной волей и дерзостью в воздушном бою, в совершенстве владеет самолетом.

Горохов постоянно в"л воспитательную работу с личным составом своей эскадрильи.

- Все мы горячо любим Родину, - говорил комэск летчикам, - все мы беспредельно ей преданы и готовы отдать за нее жизнь. Значит, мы должны быть опытными летчиками, бесстрашными защитниками родной земли. Что же для этого надо? Прежде всего - мастерство, мастерство и мастерство! К нему ведут несокрушимая воля и настойчивость. Каждую минуту мы должны использовать для овладения техникой пилотирования и тактикой воздушного боя. Так будем едины в нашем порыве, пусть каждого из нас вдохновляет девиз: "Только на Запад! Смерть фашистским захватчикам!". [34]

Горохов старался ближе и лучше узнать своих людей, особенно новых, пополнивших подразделение.

В начале марта он вызвал к себе недавно прибывшего в эскадрилью молодого летчика Андрея Попова.

- Полетите со мной на учебно-тренировочном само-. лете. Хочу посмотреть вашу технику пилотирования.

Скрывая волнение, Попов сел с комэском в самолет и поднялся в воздух.

Несмотря на короткое пребывание в эскадрилье, Попов чувствовал себя уверенно и поэтому решил блеснуть. Он стал выполнять фигуры высшего пилотажа, вел условные атаки буквально на возможных пределах. Горохов молчал, внимательно наблюдал и ни разу не вмешался в управление, давая возможность молодому летчику показать себя.

Когда они вернулись на аэродром, комэск сказал:

- Ну что же, я доволен! Из тебя выйдет толк. Добивайся, чтобы чувствовать машину, как самого себя!

А Попов через несколько минут, раскрасневшийся, говорил товарищам:

- Сегодня я уверился, что летать могу!

Наряду с требованием от подчиненных строгой дисциплины и организованности, точного выполнения приказов командир показывал им пример настоящего товарищества и в повседневной жизни, п в бою.

Коломину нравилось неиссякаемое стремление молодого комэска к совершенствованию своего мастерства. Он не мог провести без полетов ни дня. Вот и на этот раз личный состав полка получил передышку, боевых заданий не давали. Кто писал письма домой, кто приводил в порядок свою форму, техники возились у машин, а Горохов не находил себе места. Он ходил за командиром полка и просился у него на боевое задание.

- Отдохнул бы, - отвечал командир, - экий ты неугомонный! [35]

- Товарищ майор, не могу. Разрешите хоть подняться в воздух!

Присутствующий при этом разговоре заместитель начальника штаба Савченко сказал:

- Разрешите ему, Петр Иванович, не может он и дня прожить без полетов!

Коломин только рукой махнул:

- Давай. Разрешаю! Проведешь отработку элементов

высшего пилотажа.

Юрий с сияющим лицом отправился на стоянку самолетов. Увидав его издали, -техник Филатов, возившийся с механиком у самолета Юрия Ивановича, сказал добродушно-ворчливо:

- Закругляйся, идет наш сокол.

Оба они заторопились. Горохов еще издали спросил:

- Ну что, готово?

- Готово, товарищ капитан! - ответили они.

С командного пункта за полетом Горохова наблюдали начальник штаба Опрышкю и старший лейтенант Савченко.

- Красиво пилотирует, - заметил Опрышко.

- Да, мастер своего дела, - поддержал Савченко.- Я его хорошо знаю по совместной службе в 431-м сапе. Там ему поручали самые сложные задания, особенно по воздушной разведке.

Приземлившись, Горохов отправился к командиру. Глядя на его довольное лицо, Коломин сказал:

- Ну что, отвел душу?

- Так точно, спасибо, товарищ майор!

- Вот и хорошо! Завтра покажешь свое мастерство нашим союзникам.

- Каким союзникам?

- Да ожидаем группу американцев.

На другой день Юрий ушел со своим звеном на боевое задание. В его отсутствие прибыли ожидаемые гости. Их сопровождал заместитель командующего 1-й воздуш-[36]ной армией генерал Богородецкий А. К. Американцы познакомились с личным составом, техникой, интересовались боевыми делами полка.

В это время Горохов возвращался с боевого задания и еще на подходе к аэродрому услышал в наушниках голос дежурившего в этот день на КП штурмана полка Афонина:

- Посадку разрешаю! Девятнадцатому (gозывной Ю. И. Горохова) командир приказывает показать гостям индивидуальный пилотаж!

- Есть! - ответил Юрий.

Стоявшие на аэродроме иностранцы и командование полка наблюдали, как краснозвездный истребитель, ведомый уверенной рукою комэска Горохова, выписывал в воздухе бочки, петли, боевые развороты и другие фигуры высшего пилотажа. Все это он делал так красиво, в такой связке и последовательности, что американцы только качали головой и с восхищением произносили:

- О'кей! О'кеи!

А когда Горохов приземлился, вылез из самолета и подошел к командиру доложить о выполнении задания, Коломин представил его гостям. Они крепко пожимали ему руки, улыбались, повторяя:

- О'кей! Русский летчик. О'кей!

...В эту весну к Юрию пришла любовь. Он всей душой привязался к миловидной, веселой и энергичной девушке Нине, которая работала в их летной столовой, и женился на ней.

РОЖДЕНИЕ "АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА"

В начале Великой Отечественной войны из прифронтовых областей в глубокий тыл двигались многочисленные эшелоны с эвакуированными заводами, фабриками и людьми, оторванными от родных мест. [37]

В одном из таких эшелонов в город Каменск-Уральский прибыл старейший советский писатель-пушкинист Иван Алексеевич Новиков. За его плечами была большая творческая жизнь и общественная деятельность. К этому времени И. А. Новиков был автором сорока книг, в том числе широко известного романа "Пушкин в Михайловском". В своем портфеле писатель вез рукопись нового романа - "Пушкин на юге".

В первые же дни пребывания в Каменске-Уральском писатель узнал славную историю этого города. Он всегда живо интересовался и отображал в своих произведениях героическое прошлое нашей Родины.

Каменск-Уральский был типично рабочий город. Он возник в XVII веке как кузница русского оружия. Артиллерийские орудия, отлитые на кайенском чугунолитейном заводе, принимали участие в исторической Полтавской битве и в Отечественной войне 1812 года. Советская власть дала Каменску-Уральскому новую жизнь. Здесь были созданы гиганты социалистической индустрии - Синарский трубный, Уральский алюминиевый, металлургический и другие заводы.

Писатель увидел трудовой Урал в его суровых и героических буднях. Днем и ночью работали у станков уральские труженики. Не уходили из цехов сутками. На заводах появились фронтовые бригады, которые вдвое-втрое перевыполняли сменные задания. Многие рабочие ушли добровольцами на фронт, и на их место встали женщины и дети. Рядом со старыми цехами в труднейших условиях, зимой при 40° мороза возводились и вступали в строй корпуса, оснащенные эвакуированным оборудованием. Все это увеличивало производство необходимой продукции.

На писателя произвело большое впечатление патриотическое движение каменцев, которые по примеру саратовского колхозника Ферапонта Головатова начали сда [38]вать личные средства на строительство боевой техники для фронта.

В этом движении уральцев, в их упорном труде, который можно было приравнять к ратному подвигу, писатель видел несгибаемую волю рабочего класса, всего вашего народа, его веру в победу над заклятым врагом. Его волновало и то, как уральцы, сами живущие во время войны в трудных условиях, с теплом и заботой принимали людей, эвакуированных из других городов.

У Ивана Алексеевича возникла органическая потребность активно войти в трудовую и общественную жизнь Каменска-Уральското. Он всегда считал, что писатель не может быть беспристрастным наблюдателем, он должен не только изучать жизнь, но и принимать в ней самое горячее участие. Поэтому Иван Алексеевич всегда был с народом, в гуще событий, старался всячески содействовать духовному и культурному росту широких масс трудящихся. Новиков выступал в заводских клубах, в школах, в доме учителя, на страницах местной печати. Он говорил о самом благородном чувстве, которым жили советские люди в дни Великой Отечественной войны, - о безграничной любви к Родине, о великом братстве народов Советского Союза, о защите завоеваний Великого Октября, о многовековой культуре нашего народа, за которую самоотверженно сражались бойцы фронта и тыла.

Каждый день Иван Алексеевич с острым вниманием слушал сводки Совинформбюро. Шла великая битва под Сталинградом: на полях сражений решалась судьба Родины. Писатель всеми мыслями и чувствами был там, где происходила смертельная схватка с врагом. Ему страстно хотелось внести как можно больший личный вклад в общее дело разгрома фашистских захватчиков.

Наступил февраль 1943 года. Приближалась 106-я годовщина со дня смерти великого русского поэта А. С. Пушкина. Новиков обратился в горком партии с предложением провести платные вечера, посвященные творчеству [39] А. С. Пушкина. Полученные от прочитанных лекций деньги он намеревался внести на постройку самолета имени поэта. Предложение было одобрено и принято.

Начались напряженные дни. Каждый вечер Иван Алексеевич отправляется на очередное выступление.

...Переполненный и притихший клуб уральского алюминиевого завода. Писатель смотрит в зал и видит потемневшие от усталости лица слушателей. Со всею силою души, с огромным подъемом Новиков рассказывает собравшимся о Пушкине и России, о творчестве поэта, его огромном вкладе в общечеловеческую культуру, за которую шла борьба против черных сил фашизма.

В напряженной тишине зала страстно и убедительно звучит голос писателя:

- Пушкин - это

символ величия нашего народа. Его творчество - наше достояние и оружие. Так пусть и имя поэта, начертанное на борту боевого самолета, тоже станет оружием, воодушевляющим наших соколов на борьбу с врагом! Зал отвечает бурными аплодисментами. Потом Иван Алексеевич читает главы из своего нового [40] романа и чувствует, как каждое его слово находит горячий отклик у слушателей, как светлеют лица людей, как с них словно бы снимается усталость.

Сердце Ивана Алексеевича переполнено радостью и воодушевлением от встреч с людьми, от полного взаимопонимания и слияния с залом, от той душевной щедрости и теплоты, которые шли к нему от участников этих необычных вечеров.

В перерыве к нему приблизился старый мастер, крепко пожал руку:

- Хорошо задумано, народ поддержит!..

С таким подъемом проходили все пушкинские вечера, на которые собирались сотни трудящихся - рабочих, инженеров, техников, служащих.

Когда необходимые средства были собраны, писатель направил телеграмму Председателю Государственного Комитета Обороны И. В. Сталину: "В 106-ю годовщину со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, при горячей поддержке со стороны общественности и трудящихся города Каменска-Уральского, я провел ряд пушкинских вечеров, выступая с отдельными главами из моего нового романа о Пушкине. Народ глубоко чтит память своего величайшего поэта, и эта неумирающая к нему любовь позволила мне собрать этими вечерами 100 000 рублей па боевой самолет "Александр Пушкин". Пусть боевой самолет, носящий гордое имя "Александр Пушкин", примет участие в освобождения от неистового врага нашей родной земли.

Прошу включить в список действующей авиации самолет "Александр Пушкин". Писатель Иван Алексеевич Новиков, г. Каменск-Уральский".

5 марта пришла ответная телеграмма: "...примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. Сталин". [41]

В конце марта Иван Алексеевич обратился с письмом к командующему ВВС: "...прошу Вашего распоряжения уполномоченному одного из авиационных заводов об отпуске самолета и передаче его в действующую армию. Необходимо также Ваше указание об изготовлении на самолете надписи "Александр Пушкин".

Ночами Ивану Алексеевичу не спится. Не покидают думы о войне, о занятой врагом его родной Орловщине, о том, что земля, на которой он родился, стонет под коваными сапогами захватчиков...

Давно нет писем с фронта от любимого племянника Александра Андреевича Новикова. А теперь мысли писателя еще и о том неизвестном отважном летчике, который будет летать на купленном им самолете: "Как зовут этого сокола? Сколько ему лет? Где сейчас сражается?"

В те дни Иван Алексеевич неожиданно получил письма с фронта - незнакомые бойцы благодарили писателя от всей души за его патриотический поступок, о котором они узнали из газет, сообщали ему о своих боевых делах; давали клятву громить врага и просили поддерживать с ними переписку.

Вскоре пришла телеграмма от генерал-майора авиации Волкова: "На собранные Вами средства построен боевой самолет-истребитель "Александр Пушкин", который 28 июня 1943 года передан в военно-воздушные силы Красной Армии летчику капитану Горохову".

Эта телеграмма несказанно обрадовала и взволновала писателя. Наконец-то его мечта сбылась: самолет с дорогим для него именем поэта не только создан, но и находится уже в действующей армии.

"Как много людей - замечательных тружеников приняло участие в его рождении! - размышлял Новиков. - И вот теперь этот самолет вручен одному человеку - капитану Горохову! Какой он? Откуда родом? И почему именно ему передали эту машину? Чем он заслужил такое доверие?" [42]

"ХОРОША МАШИНА!"

В конце июня 1943 года группа летчиков 2-й эскадрильи 163-го истребительного авиационного полка во главе с капитаном Гороховым была командирована на подмосковный аэродром для получения новой боевой техники. Это были истребители Як-7. Летчики обратили внимание, что на одном из них красовалась белая надпись "Александр Пушкин".

Всех невольно потянуло к этой машине с дорогим для их сердец именем великого поэта. Но особенно взволновал" эта надпись на боевом истребителе капитана Горохова. ,

Любовь к Пушкину, зародившаяся еще в детстве, крепла с каждым годом. Среди личных вещей Юрия всегда находилась пушкинская "Полтава", подаренная учителем Большаковым. Сколько эта старенькая книжка приносила радости и Горохову, и всей его эскадрилье в короткие минуты отдыха. Неудачи, плохое настроение - откроешь заветный томик, прочтешь два-три отрывка и словно напился живительной воды из родника - все становится на место.

Горохов подошел к военпреду и спросил не без волнения:

- Что это за самолет?

- Как мне сообщили, - сказал военпред, - этот самолет построен на средства писателя Ивана Алексеевича Новикова. Он дал имя самолету и пожелал, чтобы истребитель был передан лучшему летчику. По решению вашего командования передаю этот самолет вам.

Горохова охватило душевное волнение. Он ласково провел рукой по консоли боевой машины и поблагодарил военпреда.

И вот уже звучит команда "По самолетам!". Горохов садится в кабину именной машины. Летчики, занимая свои места, весело шутят. [43]

- Не подкачают коняги? - спрашивает кто-то из них.

- Все в порядке, товарищи, будьте покойны! - заверяет военпред. - Теперь дело за вами!

- За наши дело не станет - дадим врагу жару! Перед самым взлетом Горохов высунулся из кабины и произнес, почти прокричал:

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Его услышал стоявший поблизости военпред, но, не разобрав слов, попросил аэродромного механика Серегина выяснить, в чем дело.

Серегин подбежал к самолету. Задрав голову и жмурясь от яркого солнца, закричал, стараясь пересилить шум моторов:

- Что, товарищ капитан, что вы сказали?

Юрий наклонился и повторил строки из поэмы. Молодой механик улыбнулся:

- Пушкин, "Полтава"!

Горохов утвердительно кивнул и прокричал:

- Молодец! Пятерка! Молодец!

Но вот кабина закрыта, Горохов увеличивает обороты двигателя, отпускает тормоза, и истребитель, вздрогнув, начинает разбег.

Плавно поднимается самолет, за ним другой, третий, зеленые "кони" набирают высоту.

В стороне виднеется Москва. Юрий с волнением вглядывается в очертания родной столицы и вспоминает тяжелые бои за Москву в 1941 году.

Вспомнил, как, еще будучи курсантом Оренбургского летного училища, ездил на побывку домой через Москву и тогда впервые побывал на Красной площади, стоял в [44] длинной очереди у Мавзолея и вот, наконец, переступил порог... Торжественная суровость. У горла - комок... Хотелось запомнить, вобрать в себя черты вождя. В них запечатлелись навеки великая мысль, несокрушимая воля. Хотелось задержаться, постоять, но нельзя...

И вот сейчас, сидя в самолете, он мысленно снова на Красной площади, у Мавзолея В. И. Ленина. В памяти возникли пушкинские строки:

Москва... Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Юрий еще раз бросил взгляд на Москву. Он, конечно, не мог предположить, что видит столицу в последний раз...

28 июня 1943 года было значительным днем в жизни Юрия Ивановича Горохова. Личный состав выстроился на аэродроме. Командир полка Петр Иванович Колонии обратился к присутствующим с короткой речью:

- Товарищи! Мы получили новые самолеты. Среди них к нам поступил истребитель, созданный на средства видного советского писателя и носящий имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Наш народ отдает все своп силы и средства на борьбу с проклятым врагом. С каждым днем ширится патриотическое движение советских людей за вооружение родной армии боевой техникой, носящей имена паши" 'национальных героев.

Мы гордимся тем, что этот замечательный самолет передан нашему полку, и это обязывает пас еще крепче наносить удары по гитлеровским захватчикам.

Коломин на мгновение смолк и снова продолжал:

- По решению командования самолет передается лучшему нашему летчику - истребителю капитану Юрию Ивановичу Горохову. [45]

Взволнованный и торжественный, Юрий вышел из строя и перед лицом боевых товарищей дал клятву с честью оправдать оказанное ему доверие. Эту клятву повторили все воины его эскадрильи.

После митинга летчики столпились у самолета. Коло-мин, Афонин, Опрышко, Щеголев, Барановский, Минарский поздравляли Юрия, пожимали ему руку и желали успеха на новой боевой машине.

- Значит, с "Пушкиным" теперь врага громить будем! - похлопывая по фюзеляжу самолета, произнес Афонин.

- Не зря ты стихи его назубок знаешь! - сказал Юрию Барановский.

- Почитай -сейчас!.. - попросил кто-то из летчиков. Глаза у Юрия блеснули, улыбка озарила лицо, и он стал читать:

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар, и млад; летят на дерзновенных.

Сердца их мщеньем возжены.

Летчики несколько секунд молчали, а потом Сергей Киселев воскликнул:

- Как современно звучит!

В это время механик Филатов придирчиво осматривал новую машину.

Летчики добродушно подтрунивали над ним:

- Ну, хорош "ястребок"?

- Как цыган коня осматривает!

- Верно! Только что в зубы не глядит!

- И как, товарищ старший сержант?

Филатов закончил осмотр, подошел к острословам в удовлетворенно сказал:

- Порядок! Хороша машина! [46]

С ИМЕНЕМ ПОЭТА - В БОЙ

Фашистское верховное командование, сделав ставку на разгром советских войск в летней кампании сорок третьего года, на возврат престижа после поражения под Сталинградом, сосредоточило на Курском выступе свои главные силы.

Готовясь к летнему наступлению, Геринг и его штаб делали все возможное, чтобы создать благоприятную для своей авиации воздушную обстановку над Курской дугой. На аэродромах в районах Орла, Белгорода, Харькова сосредоточивались отборные эскадры, сюда слетались фашистские асы с других участков военных действий.

Когда началась Курская битва, над полем сражения действовали с обеих сторон одновременно свыше двух тысяч самолетов.

...Вернувшись из штаба воздушной армии, командир 309-й истребительной авиационной дивизии подполковник Василий Никифорович Вусс вызвал к себе командиров полков.

- Наша дивизия, - сказал подполковник, опираясь на стол с развернутой картой, - получила задачу прикрыть одиннадцатую гвардейскую общевойсковую армию, наносящую удар по орловской группировке противника. От нас требуются решительные, инициативные действия. Мы обязаны отражать массированные налеты авиации врага на своем участке и удерживать господство в воздухе. Нам предстоит вступить в бой с истребителями "Фок-ке-Вульф-190" и "Мессершмиттами-109" новейших модификаций. Передайте летному составу, что лютость врага в воздухе будет исключительной. Легких вылетов не будет. Уже в первый день наступления 5 июля противник ввел в сражение основные силы, предназначенные для операции, получившей название "Цитадель". Фашистское командование имело целью таранным ударом танковых дивизий прорвать оборону советских войск и выйти к [47] Курску. На земле и в воздухе развернулись ожесточенные сражения.

162-й истребительный авиационный полк базировался па аэродроме Езовня. Отсюда Юрий Горохов и водил своих питомцев в жестокие воздушные бои. Эскадрилья капитана Горохова пользовалась в полку репутацией активной боевой единицы. О ее сплоченности, боевом мастерстве, отваге летчиков, неустанном труде технического состава, об авторитете ее командира говорили на партийных и комсомольских собраниях части, писали в армейской газете "Крылья Советов".

Дружный коллектив эскадрильи прошел многотрудную проверку огнем и временем и не спасовал перед жестоким врагом. Люди крепли, мужали в боях, отдавали себя потностыо защите Родины.

В первых же вылетах опытные бойцы во главе с командиром поняли, насколько здесь напряжена воздушная обстановка, каких усилий требует решение поставленной задачи. Никогда еще так часто не повторялись боевые вылеты. Одни экипажи уходили в бой, другие заступали на дежурство в готовности к немедленному вылету, третьи получали задание. И так с рассвета до темноты, без передышки.

Срочность вылетов была настолько велика, что иногда истребители уходили на задания всего лишь парой, не дожидаясь остальных. В паре с Юрием Гороховым летал младший лейтенант Владимир Щеголев. Второй год он был ведомым капитана Горохова. Не один раз летчики спасали в бою друг другу жизнь, неизменно приходили на выручку в трудную минуту. "Сам погибай, а товарища выручай", - часто повторял Горохов старое суворовское правило своим подчиненным.

В полку Юрия и Владимира называли крылатыми братьями. Они как бы дополняли друг друга. Выше среднего роста, широкоплечий Юрий., Густые светлые волосы оттеняли высокий загорелый лоб. Открытый взгляд серых [48] глаз в бою становился суровым и твердым, в часы короткого отдыха в глазах загорались озорные искорки. Владимир меньше ростом и хрупкий по сравнению с Юрием, с тонкими чертами красивого; немного печального лица.

Под густыми бровями-дугами - светло-карие глаза. Владимира восхищало, что его командир не знал усталости в бою всегда был энергичен, подбадривал товарищей и подчиненных. Любил шутку. Владимир невольно старался следовать его примеру. [49]

- Слетанности этой пары могут позавидовать многие ведущие и ведомые, - говорил командир полка Коломин.

Очередной боевой вылет был тому подтверждением. Самолет "Александр Пушкин" получил боевое крещение, рассказом о котором и открывается эта книжка, а летчики Горохов и Щеголев увеличили свой боевой счет.

Вечером командир полка провел с летным составом разбор боевых действий. Такие разборы проводились в конце каждого летного дня. На них бережно отбиралось все лучшее, подвергались анализу ошибки, неудачи, делались выводы, разрабатывались основные положения тактики воздушного боя на следующий день. По существу, это была теоретическая школа боевого мастерства.

- Наша сила, - говорил Коломин летчикам, - в возросшем мастерстве пары, в ее крепкой слаженности. Разомкни враг пару Горохов - Щеголев, и на успех надежды никакой. Горохов шел в атаку на многочисленного врага, будучи твердо уверенным, что его действия прикрыты надежным "щитом" младшего лейтенанта Щеголева. Это и определило тактику боя - смелый, дерзкий маневр, уверенный и меткий огонь.

Заглянув в блокнот, Коломин продолжал:

- При полете группой держать свои места, это вторая наша заповедь. Сегодня не только пара Горохова, но и звено Афонина дралось, как требовала воздушная обстановка. В результате звено Афонина трех "юнкерсов" свалило.

Выступил на разборе и парторг:

- Сегодня был первый бой на истребителе "Александр Пушкин". Капитан Горохов правильно усвоил, что летать на именном самолете большая честь, оказанная ему командованием и партийной организацией. Это доверие необходимо в суровых боях оправдать перед однополчанами, перед писателем-патриотом, перед советскими людьми, вложившими свой труд в создание боевого само-[50]лета. Боевое крещение "Александра Пушкина" состоялось. На его лицевой счет записан первый сбитый самолет врага и сорванный удар крупной группы фашистских самолетов. Так пусть же в гуле его мотора и впредь победно звучит лейтмотив - смерть фашистским оккупантам!

Среди летчиков прошел гул одобрения.

После разбора полетов летчики тесной гурьбой шли от штабного домика к своим землянкам. Уже совсем стемнело. Подул легкий ветерок. На небе ярко горели звезды. В полумраке бревенчатого сруба тускло мерцал огонек, облизывая фитиль, высунувшийся из сдавленной гильзы. Летчики разошлись по своим местам. Володя Щеголев подсел к коптилке.

- Закон: три дня - пиши домой письмо! - сказал Володя и, взяв листок бумаги, уселся поближе к огню.

- Ты молодец - пишешь через каждые три дня, а я не писал уже целую неделю! Передай привет от меня Анастасии Михайловне.

Горохов тоже подсел к походному столу.

- И ты Анне Степановне передай мой поклон! - ответил Володя.

На время в землянке воцарилась тишина. Расспросив в начале письма о здоровье матери, Володя писал: "Работа идет нормально. Иногда приходится попотеть, но ведь это так необходимо. Не волнуйся, береги себя. Уже ночь, пишу тебе в землянке, а рядом со мной пишет письмо матери мой друг Юрий Горохов, о котором я тебе столько рассказывал. Привет тебе от него". И еще много ласковых слов и добрых пожеланий доверил Володя белому листу.

Покончив с письмами и затушив коптилку, друзья легли. Но сон не приходил. Юрию в моменты коротких промежутков отдыха представлялись картины новых боев. Первый бой на "Пушкине" принес успех, но нельзя же завтра действовать как сегодня, шаблон смерти подобен. В голове возникали планы, во сне виделось их воплощение. Острота увиденной ситуации была настолько [51] велика, что Горохов вздрогнул, проснулся, острым взглядом впился в темноту и тут же услышал голос Володи:

- Не спится?

- Да, все сражаюсь!

На следующий день в июльском небе, отливающем бирюзой, капитан Горохов вел звено Як-7 на новое боевое задание. Барражируя за линией фронта, летчики перекрывали подступы вражеской авиации к нашим сухопутным войскам.

В районе барражирования звена появилось десять "фокке-вульфов". Вражеские истребители с ходу все одновременно пошли на сближение, рассчитывая на внезапность. Однако Горохов своевременно обнаружил противника. Оповестил летчиков звена по радио. Глазами опытного командира оценил возникшую обстановку и повел группу в решительную атаку.

Захватить инициативу в бою с численно превосходящим противником - главное условие победы. Горохов понимал это и строил маневр на достижение этой цели.

Одна из пар истребителей противника имела преимущество в высоте. Именно она, эта пара, представляла сейчас наибольшую опасность для летчиков звена. Командир вел звено в атаку, а сам не сводил глаз с верхней пары.

Первая атака на встречных курсах промелькнула мгновением и не принесла результата ни той, ни другой стороне. Теперь главное не упустить решающий момент - вцепиться противнику в хвост, занять исходное положение для прицельного огня с задней полусферы - наиболее уязвимой стороны самолета-истребителя.

Горохов опередил противника с началом маневра на повторную атаку всего на долю секунды. Но именно этот миг определил успех. С короткой дистанции Горохов дал по самолету противника пулеметную очередь. "Фокке-вульф" вспыхнул и взорвался. Юрий видел, как загорелся и упал еще один истребитель противника. [52]

- Молодцы! - похвалил оп летчиков звена, выводя свой самолет из под пулеметных струй вражеских истребителей, но уйти невредимым ему не удалось. Фашистские летчики успели распорядиться высотой. Снаряды и пули продырявили "як". Пробоины язвами испестрили крылья, фюзеляж, рули, заклинился фонарь кабины. Самолет плохо слушался хозяина. Только высокое мастерство и опыт позволили Юрию остаться в строю и довести бой до победного конца.

Потеряв два экипажа, истребители противника поспешно покинули поле боя. Комэск благополучно привел звено на аэродром.

Подбежавшие летчики, механики и техники диву давались, как он прилетел на такой изрешеченной машине. Насчитали несколько десятков пробоин и повреждений. А Горохов вылез из самолета и, как будто ничего не случилось, с улыбкой отвечал на вопросы окруживших его товарищей и рассказывал, как атаковали его фашисты. | А затем, положив руку на крыло изрешеченного самолета, заметил:

- Спасибо, "Александр Сергеевич", не подвел. Принял весь огонь на себя! - И потом, обращаясь к механику самолета Филатову, добавил: - В срочный ремонт!

"Пушкин" должен сражаться!

Техники выполнили приказание комэска - в самый короткий срок отремонтировали машину, и она была возвращена в строй.

В дли Курской битвы воинское мастерство Юрия Горохова достигло совершенства. Управляемый уверенной и твердой рукой, истребитель смело врезался в строй фашистских бомбардировщиков, сбивал их или заставлял беспорядочно сбрасывать смертоносный бомбовый груз, вел жаркие победные бои с "мессершмиттами" и "фокке-вульфами".

Для Горохова в воздухе словно бы и не существовала численного преимущества противника, - встретившись с [53] превосходящими силами врага, он всегда дерзко атаковал его и выходил победителем.

В своей повседневной деятельности командира эскадрильи Горохов опирался на коммунистов и комсомольцев. Они всегда были его надежными помощниками и в эти напряженнейшие дни мобилизовали людей на четкое выполнение всех заданий, личным примером поддерживали высокий боевой дух в подразделении. Особо отличившиеся в этот период летчики и техники вступили в ряды партии и комсомола.

В период решающих боев по ликвидации орловской группировки противника эскадрилья капитана Горохова только с 11 по 18 июля 1943 года провела 113 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и прикрытие своих войск, а также 36 воздушных боев, в которых было сбито И самолетов противника. Сам командир эскадрильи за эту неделю лично провел 10 воздушных боев, в которых сбил 4 вражеских самолета.

Утром 24 июля весь личный состав 162 пап выстроился на аэродроме. Рядом ровными шеренгами застыли их соседи - штурмовики. На ветру развевались алые знамена.

В торжественной тишине заместитель командующего 1-й воздушной армией генерал-майор авиации И. Г. Пятыхин зачитывал приказ Верховного Главнокомандующего:

- "Вчера, 23 июля, успешными действиями наших войск окончательно ликвидировано июльское немецкое наступление из районов южнее Орла и севернее Белгорода в сторону Курска...

Немецкий план летнего наступления нужно считать полностью провалившимся.

Тем самым разоблачена легенда о том, что немцы летом в наступлении всегда одерживают успехи, а советские войска вынуждены будто бы находиться в отступлении".

С большим подъемом слушали летчики слова прика-54

за, в котором подводился итог первому этапу Курской битвы и давалась высокая оценка тому вкладу, который внесли в победу все рода войск. Затем генерал Пятыхин, обращаясь к личному составу, сказал:

- Товарищи! Главный итог боев за это время состоит в том, что господство в воздухе нашим летчикам удалось не только удержать, но и закрепить. Так же, как на земле наши пехотинцы, танкисты, артиллеристы вырвали стратегическую инициативу у врага, наши летчики оказались на голову выше хваленых фашистских асов.

Он сделал энергичный жест рукой и продолжал:

- Вражеская авиация сильно измотана и обескровлена. Фашисты потеряли много самолетов, и мы имеем факты, что они пустили в ход старую технику: "Мак-ки-200", "Хейнкели-113" и "мессершмитты" самых первых серий, переброшенных из Европы. Нам стали известны приказы гитлеровского командования с требованием уклоняться от боя с советскими истребителями при отсутствии численного превосходства со своей стороны...

Генерал обвел строй авиаполка горделивым взглядом.

- Все это свидетельствует о блестящих боевых действиях советских летчиков и о том, что мы научились бить сильного врага. Наша задача состоит в том, чтобы полностью очистить небо Родины от фашистских стервятников. Командование воздушной армии желает вам новых боевых успехов!

Началось вручение боевых наград воинам, особо отличившимся в боях против орловской группировки противника.

^Поочередно из строя выходили подтянутые, свежевыбритые летчики. Получив орден и обменявшись крепким рукопожатием с заместителем командующего, они чеканили:

- Служу Советскому Союзу! [55]

Когда была вручена награда Степану Барановскому, Горохов услышал:

- За отличное руководство эскадрильей, за геройство и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий командования, и лично сбитые пять самолетов противника капитан Горохов Юрий Иванович награждается орденом "Александра Невского".

Этим недавно учрежденным орденом в их полку никто еще не был награжден. Взволнованный Юрий принял из рук генерала дорогую награду и вернулся в строй. Таким же орденом был награжден лейтенант Анатолий Минарский. Медалями и орденами только из эскадрильи капитана Горохова были награждены 12 человек.

Не успел Горохов прикрепить к груди только что полученный орден, как его подхватили сильные руки боевых товарищей - истребителей и штурмовиков и стали подбрасывать в воздух. Рядом также качали раскрасневшегося и смущенного лейтенанта Анатолия Минарского. У соседей-штурмовиков к Горохову и Минарскому особая симпатия. В период последних тяжелых боев штурмовики много раз летали бить врага под прикрытием истребителей, которыми командовал Горохов. Они всегда были уверены, что ни один "фокке-вульф" не подкрадется к ним.

- Горохов прикрывает? - спрашивали штурмовики.- Прекрасно, это "потолок" надежный.

Минарский командовал звеном разведчиков. На счету этого худощавого, стройного летчика около трехсот боевых вылетов и большинство из них на разведку и фотографирование. Вражеские эшелоны, танки, автомашины и пехота - ничто не могло укрыться от зорких глаз Минарского. Большинство целей, по которым били штурмовики, указано именно им. Разыскав скопление техники противника, он еще в воздухе вызывал по радио штурмовиков. Он с одинаковым мастерством находил замаски- [56]ровавшегося на земле врага и, если требовала обстановка, бил его в воздухе, как он говорил, "между делом".

- Выше его, выше! - кричали друзья. - Эй, Анатоль, сколько ты их там "между делом"?..

За него крикнул при очередном взлете Юрий:

- Тройку стервятников!

Наконец герои дня почувствовали под ногами твердую почву. К ним подошел улыбающийся командир полка. Еще раз крепко обнял каждого и сказал, обращаясь к окружавшим их товарищам:

- Вот они, наши первые кавалеры ордена "Александра Невского"! Но не последние!

Как только немного улеглись волнения фронтового торжества, Горохов собрал эскадрилью. С теплым чувством гордости за минувшие боевые дела поздравил награжденных, поблагодарил весь личный состав эскадрильи за беззаветное служение советскому народу, а затем подвел итоги:

- Главным достижением эскадрильи за период боевых действий в небе Орловщины, без сомнения, является возмужание личного состава, а к некоторым, прямо можно утверждать, пришла настоящая зрелость. Я говорю о своем ведомом Щеголеве. Почти o полтора года ходит он на задание в паре со мной. Срок немалый. За это время он многое познал, многому научился и вполне готов к самостоятельным боевым действиям. Возбуждаю ходатайство о повышении Щеголева в должности.

Володя заметно смутился и в то же время был глубоко благодарен капитану за чуткость и заботу. К нему потянулись руки друзей. Горохов выждал, пока закончились поздравления, и продолжал:

- Успехи эскадрильи не пришли сами собой. На них затрачены огромные усилия всего коллектива. Всем вам известно, какие тяжелые бои довелось провести нашим летчикам с лучшими истребителями врага - отборными гитлеровскими головорезами. И ни один из нас не дрог [57]нул, не пал духом. На мужество нас вдохновила партия, мобилизовали нас наша партийная и комсомольская организации. Технический состав эскадрильи не знает отдыха ни днем, ни ночью. Когда боевые помощники летчиков спят, когда едят? Спросите их об этом, они и сами смогут вам ответить лишь приблизительно, ориентировочно. Они живут одной мыслью - своевременно подготовить самолеты к очередному боевому вылету, подготовить так, чтобы мы с вами, товарищи летчики, были уверены, что ни мотор, ни оружие, ни рация, ни приборы - ничто не откажет, ничто не подведет. Сотни боевых вылетов сделали мы за последнее время на самолетах, которые они нам готовили с душой. Ни одного отказа материальной часто, ни одной жалобы со стороны летного состава я не слышал. Вон как мой самолет разделали фашистские гады, а он вновь в строю. А ведь ремонтировали-то его не в стационарных мастерских, а на полевом аэродроме. Это нужно ценить, товарищи. И здесь пример показывали коммунисты и комсомольцы. От лица службы выражаю им благодарность.

Все дружно зааплодировали.

- А теперь, товарищи, по местам. Нас ждет напряженная боевая работа.

Содержание - Дальше